Letyshops

Оценка проекта до начала разработки сайта

«Если корабль не знает в какой порт направляется, ни один порт ветер для него не будет попутным» - Л.А.Сенека. 

Точное определение цели — ключ к успеху любой работы. Если цель четко не сформулирована, то невозможно даже понять, достигнута она или нет. 

Возвращаясь к вопросу разработки можно предложить следующий довольно простой, но не раз оправдавший себя подход, чье применение позволит сэкономит массу времени, денег и нервов на проекте.

Прежде чем приступать к проекту по разработке сайта следует определиться со следующими вопросами:

  • Находится ли задача в перечне ваших услуг;
  • Интересна ли она вам;
  • Обладаете ли вы необходимыми навыками и ресурсами для ее успешной реализации;
  • Сколько времени (оценочно) займет эта задача и, соответственно, сколько будет стоить.

Для обоснованного и четкого ответа на эти вопросы следует подготовить документ, называемый ви́дение проекта. Разработка такого документа принесет, как минимум, два ценнейших результата:

  • Ваш клиент сможет понять, что хочет он сам: какие он ставит цели, готов ли он к проекту — финансово, организационно и морально.
  • Вы получите формализованные цели и задачи инициируемого проекта

И это чрезвычайно важные достижения! Ситуации, когда клиент осознает (а иногда и не осознает) не готов происходят сплошь и рядом, а расхлёбывать всё приходилось вам: по ходу корректировать задачи, менять требования, перерисовывать дизайн, т.д. Такая работа редко приносит прибыль и никогда не приносит удовольствия. И частенько выход из такой ситуации – убытки и отказ от проекта.

Поэтому наиболее эффективный подход к подобной ситуации – предотвратить ее, начав заранее обучать клиента. Ведь профессионал здесь – Вы!

Прежде чем перейти к рассмотрению методики формирования видения проекта, рассмотрим пару подходов как делать не следует. К сожалению такие подходы практикует большой кол-во небольших и начинающих компаний, и фрилансеров на просторах современного интернета.

Не просите клиента выслать техническое задание

Просить клиента выслать технической задание – это плохая идея! Никогда не нужно самому начинать с этого.

Клиент в принципе не должен писать вам никаких заданий. И тому есть несколько причин:

  • Клиент не компетентен в разработке сайта (или приложения), а потому не сможет полноценно поставить задачу;
  • Клиент не умеет и не должен уметь писать технические задания;
  • Лучшее задание — то, которое вы сами для себя сформулируете.

Представьте, что вы хотите построить дом. Вы знаете, что вам нужен дом, вы можете примерно сказать, сколько комнат вы хотите иметь, какие постройки вы хотите видеть на участке. Вы приходите в компанию по строительству коттеджей, а менеджер этой компании говорит вам: «Нарисуйте мне, пожалуйста, подробный архитектурный проект, чертежи с коммуникациями и рассчитайте нагрузку на оборудование». Ситуация – абсурдна!

Вот также же и с техническим заданием. Чтобы создать хорошее ТЗ, нужно как минимум:

  • иметь соответствующий опыт разработки ТЗ
  • понимать специфику разработки сайта или приложения
  • и при этом желательно понимать особенности деятельности клиента

Анкета – не лучшая идея

Без сомнения, просьба заполнить анкету это уже шаг к успешному проекту (по сравнению с просьбой прислать ТЗ). Анкета содержит вопросы, который вы формулировали и над которыми думали. Однако ожидаемый результат в 90% случаев на даст вам необходимого объема информации об обсуждаемом проекте.

Вот лишь ряд очевидных недостатков анкеты:

  • Не существует универсальных вопросов для всех клиентов. Они все очень разные.
  • Отвечая на вопросы анкеты, клиент находится наедине с самим собой и задать уточняющие вопросы (а в анкете наверняка содержатся непонятные термины) ему некому. Как результат – ответы будут неполными или вообще неправильными.
  • Вы не можете задать уточняющие вопросы, которые прояснят ответы клиента. А ведь именно уточняющие вопросы дают самую полезную информацию.
  • Нет никакой гарантии, что анкету не отдадут заполнить некомпетентному в данном вопросе сотруднику (секретарю, например), которая понятия не имеет «что там нужно от сайта, только этого мне и не хватало...»

Другой неприятной особенностью анкеты является то, что клиент, потратив изрядное кол-во усилий и времени, разбираясь в сложных (а порой дурацких) вопросах и формулируя на них ответы, может посчитать эту заполненную им анкету рабочим заданием, согласно которому вы разработаете сайт или приложение. И переубедить его становится сложной, а порой непосильной задачей.

Только личный разговор

Единственным действительно эффективным способом узнать и понять клиента является интервью. Только личная встреча дает несравнимую ни с одним письменным заданием свободу, позволяя понять истинные цели и ценности клиента, а возможно и выявить скрытые мотивы.

Хотя и интервью есть свои «недостатки» — нужно уметь «разговаривать», чувствовать и выяснять потребности клиента.

В любом случае интервью приносит следующие выгоды:

  • Оно демонстрирует клиенту ваше внимательное отношение:
    • вы готовы выслушать его, а не отписываетесь анкетой;
    • вы готовы к личному контакту; клиент для вас — индивидуальность, к нему не применимы анкеты (и это так).
  • На интервью вы сможете добыть намного больше полезной информации:
    • вы можете задавать основные вопросы
    • вы свободны в дополнительных вопросах и уточнениях
    • вы можете менять формулировки вопросов видя, что клиент не понимает их или не дает адекватных ответов.
  • Интервью позволяет получить информацию из первых рук, собрав на встрече всех ответственных людей со стороны клиента.
  • В процессе интервью вы устанавливаете контакт с клиентом.

Какая информация нужна от клиента

Прежде всего, следует уделить внимание следующим сферам:

  • Сфера деятельности клиента: в чем состоит его бизнес, какие товары и услуги он предлагает.
  • Зачем все это клиенту: какие цели он определяет для сайта или приложения, и как видит их достижение.
  • Каковы его ожидания от сайта: какие результаты он ожидает получить, как это должно повлиять на его бизнес, как скоро.
  • Какие обязательные требования клиент предъявляет к сайту: обязательная информация, функции, с чем должен быть интегрирован. Вопрос немного пересекается с предыдущим, но важно сделать акцент на том, что является обязательным.
  • Что еще требуется помимо самой разработки: брендинг, раскрутка и продвижение сайта, написание контента, проведение обучения.
  • Какая информация и материалы уже есть у клиента: фирменный стиль, тексты и иллюстрации, данные маркетинговых исследования, необходимые для проектирования.
  • Кто войдет в рабочую группу проекта со стороны клиента:
    • один или несколько человек
    • какой у него/них опыт в области разработки
    • кто является лицом, принимающим решения
  • Какое видение рабочего процесса у клиента
    • предпочтительные форматы общения
    • кол-во времени, которое он сможет уделять проекту и регулярность.

Готовим видение

Процесс формирования видения, помимо основной своей функции, также несет скрытые выгоды:

  • Вы демонстрируете свой высокий уровень работы и профессионализм.
  • Вы глубже вовлекаете в процесс разработки самого клиента и согласовываете точки зрения — вашу и клиента — на проект.
  • Вы можете натолкнуть клиента на мысли о дополнительных услугах (и разговор не о «впаривании» — услуги вполне могут быть нужны клиенту, просто он пока не знает об этом)
  • Вы сможете четче почувствовать на сколько клиент готов к проекту, и какие ресурсы ему потребуются в процессе реализации, развития проекта и дальнейшего обслуживания.

Информационный состав видения

Собрав всю требуемую информацию можно формировать сам документ видения. В документе следует раскрыть следующие темы:

  • Цели проекта
  • Требования и пожелания клиента
  • Ожидания клиента
  • Концепция сайта
  • Оценочный скоп работ по проекту с вашей стороны и информация, которая потребуется от клиента.

Резюме

Подводя итог темы сформулируем следующие рекомендации:

  1. Получите максимум информации от клиента – это повысит точность оценки проекта.
  2. Общайтесь с клиентом лично
  3. Обобщите полученную информацию в видении проекта и согласуйте его с клиентом.

И последнее. Пока не утвердите видение проекта (даже для простых сайтов-визиток) ни в коем случае не говорите о конкретных оценках стоимости и сроков проекта, и тем более не заключайте никаких договоров.

 

 

 

Реклама: