Letyshops

Softool 2002: Аналитический НЕобзор

С. Пищиков
Директор по консалтингу компании «Ш.ЭЙР-С»

Вступление

С 2000 года наблюдается устойчивый рост интереса к постановке управленческого учета и управленческому аудиту. Ранее такие услуги заказывались в основном крупными промышленными компаниями и выполнялись международными аудиторскими концернами – членами Большой пятерки (PricewaterhouseCoopers, McKinsey и т. д.).

Цель этих работ в основном заключалась в том, чтобы формализовать чудовищное количество денежных и натуральных показателей, во многом оставшихся от советских времен, и создать хоть как-то работающую информационную схему, на основании которой можно было бы принимать адекватные управленческие решения. Стоимость операции подобного рода была очень велика, что, впрочем, свойственно любым услугам упомянутых компаний.

На данный момент ситуация изменилась. Конкуренция на всех рынках сбыта повысилась настолько, что интенсивные факторы развития бизнеса у большинства компаний уже полностью реализованы. Поэтому услуги, позволяющие развивать бизнес экстенсивным путем, стали интересовать непосредственно средний и даже малый сектор. Аудит и постановка управленческого учета вошли в ряд наиболее востребованных в России услуг.

Специалисты сравнивают современную ситуацию на российском рынке с периодом 1965-70 годов в ФРГ, когда стремительный промышленный рост большинства компаний значительно замедлился, что привело к поискам новых управленческих схем. Результатом этих поисков стало появление германского варианта контроллинга (вид управленческого учета), его глобальное внедрение предприятиями реального сектора и создание крупных консалтингово-управленческих компаний.

Влияние этих управленческих тенденций на рынок софта, а также определение бизнеса, данное еще в конце 50-х годов Питером Друкером, признанным гуру в области менеджмента, я и поставил в центр опросника, с коим обошел выставку Softool 2002.

Друкер говорит что большое и преуспевающее предприятие – это еще далеко не бизнес. Бизнес – это маркетинг и инновации. Если на предприятии нет четкого понимания, для кого оно работает, какие товары/услуги необходимы покупателям, какую цену клиенты готовы заплатить и что им понадобится завтра, значит, маркетинга на предприятии не существует, а в таком случае не существует и бизнеса. Инновации – это то, чем ваш продукт заинтересует покупателей; то, почему они купят его у вас, а не у ваших конкурентов.

Приведу полный список вопросов, заданных мной представителям различных компаний – участников выставки Softool 2002 (26 – 30 сентября, ВВЦ, павильон 69):
– год основании компании;
– инструментальная платформа;
– стоимость (лицензии);
– клиент как предприятие (малое, среднее, крупное );
– по каким признакам классифицируете предприятия (делите на малое, среднее, крупное);
– ваш потребитель в компании (директор, менеджер, бухгалтер и т. д.);
– инновации, «изюминка» вашего продукта;
– стратегическая цель;
– отношение к стандартам качества серии ISO 9000.

Добрый старый КомТех: настройка или программирование

Фирма «ООО «Бухгалтерия КомТех»» основана в 1990 году.
Платформа – SyBase SQL Anywhere Server.
Стоимость лицензии – порядка 250 долларов.
Клиент – средние предприятия.
Определение клиента: среднее предприятие – это не малое (краткая, но емкая характеристика).
Потребитель в компании: традиционная ориентация на бухгалтеров, но многое разработано и для среднего и высшего менеджмента. В перспективе планируется предложить клиентам полноценный параллельный учет для бухгалтерии и управления с использованием одних и тех же баз данных. Уже появились модули «Управление персоналом», «Бюджетирование», «Сбыт», «Снабжение».
Продукт, инновации: философия доводки программы – универсальная система настроек, понятных каждому пользователю. Единообразный, интуитивно понятный табличный интерфейс во всех режимах программы.
Девиз: «Сделано для бухгалтера + сделано для руководителя».
Самые крупные внедрения: «Новосибирск Энерго» – более 640 рабочих мест в составе всего объединения; в рамках одного предприятия максимально – 30 рабочих мест.

«С чего бы начать?» – размышлял я на входе в павильон Softtool, уворачиваясь от хищных стаек разноцветных молодых людей с тугими пачками листовок и вялыми улыбками на лицах. Вдруг в бурлящем водовороте крупнейшего в стране информационного форума я увидел очень знакомое лицо. Аркадий Ефимович. Когда же это было?

Почти 9 лет назад я занимался внедрением системы «КомТех» в одной крупной торговой фирме. Тогда это была еще DOS-программа, написанная на языке Clipper. Запомнилась она своей продуманностью и единообразным табличным интерфейсом. И справочники, и журнал бухгалтерских проводок, и приход-расход материальных ценностей открывались в одинаковых синих окнах; редактирование и навигация осуществлялись легко запоминающимися, унифицированными комбинациями клавиш. В программе не было особенных «наворотов», да и работала она не слишком быстро. Однако чувствовалось, что ее создатели хорошо знают, что и для кого они делают. Добротный продукт. Нам она тогда вполне подошла. И бухгалтерии, и складу.

Аркадий Ефимович мало изменился. Сейчас, как и прежде, он не слишком интересуется рынком софта, своими потенциальными конкурентами, новомодными теориями. «Я занимаюсь развитием своей программы, мне этого более чем хватает», – заметил он. По поводу «1С» сообщил, что относит ее к другому сегменту рынка («1С» – малые предприятия, «КомТех» – средние). Он также отметил еще одно весьма важное отличие: «КомТех» – система настраиваемая, а «1С» – программируемая: «К нам приходило много клиентов, разочаровавшихся в «1С». Проблема в доводке. Это не всегда удается».

Проблема, о которой упомянул Аркадий Ефимович, оказалась более чем актуальной.

Спасите нас от «1С»

Представители почти всех компаний, работающих в сегменте малого и среднего бизнеса, говорили примерно одно и тоже: «К нам часто приходят клиенты, работавшие на «1С», и жалуются на саму программу, франчайзеров, программистов, на все на свете. Просят помочь, поставить им нашу замечательную программу, потому что нет больше сил мучиться с «1С».

Итак, настройка или программирование. В этом ли причина описанной устойчивой миграции?

Условно системы действительно можно разделить на две группы: со встроенным языком программирования и с разветвленной системой настроек. В первом случае доработка под конечного пользователя или задачу осуществляется посредством перепрограммирования (допрограммирования) системы. Во втором – выбором различных опций и вводом фиксированных значений в схеме настройки.

На самом деле разделение довольно искусственное, так как большинство систем управления предприятием имеют встроенный язык программирования, посредством которого рисуются формы ввода, создаются отчеты, разрабатываются те же самые схемы настройки и т. д. А системы, которые мы называем программируемыми, все равно имеют конечные пользовательские конфигурации (такие, как «Торговля и Склад», «Бухгалтерия» в «1С»), которые, в свою очередь, меняются с помощью настроек т. д.

Основное отличие, пожалуй, состоит в том, какую функциональность можно смоделировать путем настроек, без программирования, и насколько удачно реализован такой вариант.

Наиболее распространенная в мире система управления предприятием R3 тоже имеет встроенный язык программирования ABAP. Однако на его платформе реализованы настолько универсальные модули (конфигурации) финансов, логистики, производства и т. д., что программирование на ABAP для решения бизнес-задач считается дурным тоном. У специалистов, работающих на R3, есть такое жизненное наблюдение: если полез в язык – значит не разобрался в настройках. И анекдот. Вопрос программиста: «Что делать, если нужной настройки нет в системе?» Ответ: «Искать дальше».

Все базовые конфигурации «1С» – это полуфабрикаты, которые и идут по цене полуфабрикатов. Потому они, собственно, такие дешевые. Конечные конфигурации – чаще всего разработки независимых компаний – имеют массу настроек, «заточены» под конкретный бизнес и стоят соответственно. К примеру, базовое «1С:Производство» обойдется вам в копейки, а цена «1С-Рарус:Производство» – от 500 долларов за рабочее место.

Если конечный пользователь по той или иной причине хочет иметь дело с полуфабрикатом, то он может его купить и затем дорабатывать «под себя». Причем доработка будет стоить никак не меньше стандартной конфигурации. Чаще всего – больше. А уж что получится в итоге – на совести участников проекта доработки. Акцентирую ваше внимание: на совести не только франчайзера, но и заказчика.

В малом бизнесе не принято платить за обследование предприятия, постановку управленческого учета и т. д. Как правило, проведение подобных работ ограничивается беседами на вольную тему: «А вот мне хочется так, а может, эдак». (Ожидаемый бардак в голове.) «Ведь это не сложно, не сложно ведь?» (Цену сбивают.) «Нет, я этого не говорила». (Говорила, конечно же, говорила.) «Фу, бестолковые какие». (Без хамства, пожалуйста.) «Ну неужели так трудно понять?» (Да как вас понять, если вы ничего не говорите по сути?) «А почему так дорого-то?»

Интуитивное, на языке жестов, общение заказчика и разработчика в режиме реального времени обычно приносит воистину ядовитые всходы. Родившийся в результате такого альянса продукт уже не будет являться типовой конфигурацией, потеряет возможность корректного автоматического обновления версий (планы счетов и т. д.). Таким образом, ко всем затратам добавятся расходы на поддержку оригинальной конфигурации. Однако иногда именно такой вариант экономически оптимален.

Подведем итоги. Все беды – от незнания. Обида – это обманутые ожидания. Правда жизни состоит в том, что «1С» – не самая дешевая система на рынке. Конечную совокупную цену рабочего места я бы оценил в 150–500 долларов, что вполне сравнимо с продвинутыми «настроечными» системами для среднего бизнеса. Тех, кто думает, что за 400–700 долларов можно осуществить комплексную автоматизацию компании на базе «1C», ждут горькое разочарование и судьба недалекого попа из сказки о Балде. От первого щелчка подпрыгнул поп до потолка (установка), от второго щелчка лишился поп языка (доработка), а от третьего щелчка вышибло ум у старика (сопровождение, обновление).

Продолжение в выпусках: #206, #207

 

 

Реклама: