Отчетность корпораций и финансовая теория
Лытнев О.Н.
Начало в выпусках: #209, #210, #211, #212, #213, #214
Респектабельность как тормоз
Для многих идея включения в состав финансовой отчетности чуть ли не полного бюджета капиталовложений корпорации может показаться просто абсурдной, однако нельзя не видеть и аргументов в ее пользу. Увеличение рыночной капитализации корпорации является главной целью менеджмента, поэтому отчитываться менеджеры должны прежде всего о том, как им удается ее достичь.
В бухгалтерских отчетах внимание фокусируется не на цели корпорации, а на ключевом ограничении ее деятельности. При всей важности его соблюдения следует признать, что первичной является все-таки цель, а не ограничения на пути к ее достижению. Что толку инвесторам от того, что компания обладает солидным запасом финансовой прочности, если она не имеет никакой инвестиционной стратегии и потому ее будущее весьма туманно?
В предыдущем разделе статьи приводился пример из жизни корпорации «Майкрософт». В начале 80-х годов прошлого века она только зарождалась, и реальная стоимость ее инвестиционных возможностей была значительно выше стоимости ее имущества. В начале XXI века ситуация кардинально изменилась: теперь это очень солидная компания, осенью 2003 года только остатки свободных денежных средств и их эквивалентов составляли у нее около 40 млрд. долларов. Тем не менее вместо умопомрачительного роста курса ее акций, который наблюдался и в 80-х и в 90-х годах, в 2002 году рыночная капитализация «Майкрософт» примерно вдвое ниже той, что была у нее в 2000 году.
Аналогичная картина наблюдается у другого компьютерного феномена – корпорации «Интел». Инвесторы не очень-то ценят респектабельность компаний и солидность их бухгалтерских балансов. Инвесторы смотрят в будущее. Почему же финансовые отчеты не должны помогать им в этом? Для финансовой теории такого вопроса уже не существует: сегодняшнюю стоимость ценных бумаг корпорации определяют ее будущие доходы. Видимо, пришло время приводить корпоративную практику в соответствие с фундаментальными положениями теории.
Чрезмерное раскрытие внутренней информации может повредить конкурентоспособности компании, сделать доступными ее коммерческие секреты. Вряд ли в теоретической статье можно выработать всеохватывающие рекомендации по предотвращению столь нежелательных последствий. Но стоит обратить внимание и на другой аспект данной проблемы: для акционеров конкурирующих компаний существует возможность диверсификации своих инвестиций, поэтому они могут одновременно являться хозяевами обоих конкурентов.
Ничто не мешает акционеру «Кока-Кола» купить долю в ее заклятом конкуренте «Пепси» и решить тем самым для себя задачу определения лидера в этой борьбе гигантов. Требование раскрытия информации об инвестиционной стратегии вряд ли понудит руководство «Колы» рассекретить химическую формулу своей продукции.
Но все ли, что менеджмент считает коммерческой тайной, действительно является таковой? Это большой вопрос: подробности банкротства «Энрон», «УорлдКом», «Адельфи» показывают, что многие корпоративные секреты на самом деле являлись личными тайнами высших менеджеров и представляли ценность скорее для следственных органов, чем для конкурентов. Это еще один (и немаловажный) довод в пользу более глубокого раскрытия информации об инвестиционной стратегии корпораций.
6. Отчетность о прибыли
Раскрывая свою инвестиционную стратегию, корпорация заглядывает далеко в будущее. Отчитываясь об имущественном состоянии, она повествует о своем прошлом. Для того чтобы связать две эти ортогональные проекции в единую и осмысленную картину, не хватает некоего связующего элемента. Он, с одной стороны, мог бы показать, каким образом прошлые решения компании повлияли на ее настоящее; а с другой – позволял бы оценить степень воздействия текущих результатов на ближайшее будущее компании. Таким элементом финансовой отчетности традиционно является показатель чистой прибыли.
Фондовый рынок упорно продолжает верить этому показателю, несмотря на многочисленные теоретические разоблачения его методических несовершенств и не менее многочисленные практические примеры манипуляций с ним. Менеджеры корпораций не останавливаются перед риском быть посаженными в тюрьму, изобретают все более изощренные способы «творческой бухгалтерии» только для того, чтобы обеспечить соответствие фактической величины квартальной или годовой прибыли на акцию ранее сделанным прогнозам.
Очевидно, что популярность и востребованность данного показателя возникла не на пустом месте и существуют очень серьезные аргументы в пользу концептуального подхода, используемого для его расчета. Чистая прибыль сегодня – это результат успешной работы вчера, но, кроме того, это и положительный денежный поток завтра. Дело за малым – доказать, что показанная в отчете цифра действительно является «прибылью», и отстоять ее «чистоту» (очистить ее от нерегулярных или чрезвычайных доходов и расходов).
В предыдущих статьях было показано, что «измерить» фактическую чистую прибыль (в отличие от всеобъемлющего дохода или показателей денежного потока) невозможно – здесь приходится действовать лишь аналитическим путем.
Ставить показатель фактической чистой прибыли в расчете на акцию во главу угла при оценке результатов работы предприятия неправильно – это доказано практикой. В распоряжении менеджеров и бухгалтеров имеется достаточный арсенал методов «творческой бухгалтерии», позволяющий выдавать рынку такие цифры чистой прибыли, которые он ожидает увидеть.
Чтобы ослабить психологическое воздействие этого показателя на инвесторов, некоторые крупные компании (например, та же «Кока-Кола») отказываются от объявления его прогнозных значений. Но ведь с расчетом плановой суммы чистой прибыли проблем возникает меньше всего: доходно-расходный метод ее формирования почти идеально подходит для прогнозных расчетов.
В процессе краткосрочного планирования предприятие ориентируется только на релевантные доходы и расходы, их сумма однозначно определяется уровнем плановых цен на продукцию, норм расхода ресурсов, цен и тарифов на эти ресурсы. Как раз к плановой величине чистой прибыли претензий практически нет. Вызывает вопросы методика расчета ее фактической величины.
На наш взгляд, подход к решению данной проблемы должен быть противоположным тому, который избрала «Кока-Кола»: в составе основных финансовых отчетов должен быть расчет прогнозной, а не фактической величины чистой прибыли. В этом документе должен содержаться прогноз на отчетный период; наиболее существенные отклонения от прогноза, выявленные за год (например, изменения объема продаж, цен на ресурсы, амортизационной политики и т. п.); наконец, прогноз на следующий за отчетным период.
Расчета фактической величины чистой прибыли в основном отчете быть не должно – предприятие может выполнить подробную калькуляцию в пояснениях к отчету, но полученные таким образом суммы не следует выносить на лицевую сторону отчетной формы. Значительно больше пользы для инвестора представляет изучение причин отклонений от плана по отдельным факторам («носителям стоимости»).
Знание некой конечной суммы, определяемой как «фактическая чистая прибыль», менее важно для инвестора. Прибыль, на получение которой он действительно рассчитывает (прирост стоимости своих акций), имеет мало общего с бухгалтерской чистой прибылью предприятия.
Функция прогнозного отчета о прибылях и убытках заключается в предсказании будущих денежных потоков предприятия на ближайшую перспективу в увязке с результатами его прошлой работы. Все эти задачи решаются, когда в отчете содержится информация о первоначальном прогнозе на отчетный период, отклонениях, возникших в течение отчетного периода, и когда сделан прогноз на будущий период.
В пояснениях к этому отчету должен быть сделан подробный анализ допущенных отклонений. Например: каким образом снижение количества проданных изделий повлияло на величину чистой прибыли; какие статьи расчета оказались при этом затронуты (объем и себестоимость продаж, валовая маржа и т. п.). В отчетности должны приводиться только наиболее существенные отклонения, при этом действительно имеющие отношение к чистой прибыли за отчетный период.
Задача менеджеров заключается не в арифметическом балансировании с цифрами, а в том, чтобы вскрыть основные факторы, оказавшие влияние на работу предприятия в отчетном периоде и способные оказать воздействие на результаты будущей работы. Сравнивая отчеты за ряд смежных периодов, инвестор сможет оценить не только эффективность усилий менеджмента по преодолению возникающих трудностей, но и уровень качества планирования на предприятии. Если из года в год прогнозы прибыли завышались, то имеются все основания относиться с недоверием и к наиболее позднему прогнозу. Еще более полезно сравнение прогноза чистой прибыли на отчетный период с фактическими показателями денежных потоков за этот же период.
Прогнозный отчет о чистой прибыли замыкает контур обратной связи между инвестиционной стратегией предприятия и его фактическими денежными потоками. На рис. 4 приведена общая схема взаимосвязи между отдельными финансовыми отчетами, предложенными в данной статье.
Рисунок 4. Схема взаимосвязей между отдельными финансовыми отчетами
Продолжение в выпусках: #217