Компании IDS Scheer и SAP провели в Москве Первую Отраслевую Международную Конференцию "Совершенство в производстве и дистрибуции 2007"
К вопросам автоматизации у игроков российского алкогольного рынка сложилось непростое отношение. С одной стороны, отрасль явно недоавтоматизирована, и у предприятий объективно имеется большой потенциал в плане повышения своей конкурентоспособности через совершенствование и автоматизацию бизнес-процессов. Благо специализированные отраслевые решения на рынке есть и уже появились компании, обладающие опытом их внедрения и готовые этим опытом делиться. На конференции были представлены референсные проекты в таких компаниях как "ФормулаХолдинг", "МАЙ".
С другой стороны, в прошлом году алкогольная отрасль попала под принудительную автоматизацию. Потратив порядка $300 млн на внедрение ЕГАИС — государственной системы учета алкоголя, отрасль впала в кризис, который не прошел незамеченным для всей страны. ЕГАИС — яркий пример того, что бывает, когда игнорируются базовые принципы project management. Предприятия, по сути, оплачивали из своего кармана опытную эксплуатацию учетной системы, вкладывая деньги в инструмент борьбы с нелегальным рынком. Однако результат получился нулевым, если не сказать отрицательным.
Недавно у ЕГАИС сменился разработчик, и у игроков рынка появились новые поводы для беспокойства. Их высказывали участники проведенного в рамках конференции круглого стола "ЕГАИС: что дальше?".
Кризиса на алкогольном рынке, подобного прошлогоднему, больше не будет, уверен начальник отдела информации СУАР (Союза участников алкогольного рынка) Вадим Дробиз: "В период выборов этого никто не допустит, так что в этом плане можно быть спокойным".
Обнадеживающая информация поступает и из Федеральной налоговой службы, дочерняя структура которой назначена новым разработчиком ЕГАИС. Накануне конференции, 19 сентября, зам. главы ФНС Татьяна Шевцова проводила встречу с членами другой лоббистской структуры — Союза производителей алкогольной продукции. "Детали раскрыть не могу, — свидетельствует пресс-секретарь Союза Дмитрий Добров, — но нас успокоили: разработка ЕГАИС будет вестись за счет бюджета, программа для участников рынка будет бесплатной — еще раз платить за внедрение не придется, те требования к аппаратной части, которые предъявлял прежний разработчик, НТЦ "Атлас", скорее всего, будут сохранены, так что новые закупки "железа" нам не грозят".
Сохраняются два кризисных момента: в пятый раз должна быть перенесена дата перевода ЕГАИС в режим автоматической работы (сейчас фигурирует 1 ноября), и с 1 января у производителей спирта должно быть установлено оборудование по утилизации барды (каждому заводу придется потратить не менее $1 млн на такую установку). Что касается первой даты, то рынок, не раз уже переживший ситуацию с переносом сроков, относится к этому спокойно: все понимают, что правительству сейчас недосуг заниматься этим вопросом, но срок непременно будет перенесен, пусть даже задним числом.
"Я вообще сторонник того, чтобы не назначать сейчас конкретных сроков, — говорит Вадим Дробиз. — Алкогольный рынок уже потратил около $300 млн на опытную эксплуатацию ЕГАИС. Государство же, по моим оценкам, затратило на создание этой системы не более $1 млн. Затраты несопоставимы. У ЕГАИС около 4000 абонентов, и все они хотели бы знать, сколько еще будет продолжаться опытная эксплуатация и доработка системы за их счет. Как долго будет разрабатываться программный продукт — не важно. Главное, чтобы у проекта был четкий план-график: обкатайте продукт на каждом типе производства, проведите опытную эксплуатацию системы, например, в пределах Московской области. И определитесь, кому она должна принадлежать".
С тем, что имя разработчика платформы для ЕГАИС не имеет значения, согласны все участники рынка. Главная проблема — в отсутствии у системы хозяина. Ведь ЕГАИС — это всего лишь инструмент в руках контролера и регулятора рынка. Беда в том, что такого контролера нет, а без этого ЕГАИС останется мертворожденной. И парадокс в том, что за сохранение этой системы сейчас выступают уже сами легальные производители алкоголя, а не власти, в структуре которых просто нет органа, в интересах которого создавалась бы и работала ЕГАИС, собирая и анализируя информацию о рынке.
"Мы за любую систему, как бы она ни называлась и кем бы ни разрабатывалась, — подтверждает генеральный директор ГК "Союз-Виктан" Андрей Кишишев. — Главное, чтобы это был реальный инструмент для государственных людей, у которых будет очень серьезное желание победить нелегальный рынок алкоголя. Мы за то, чтобы этот инструмент в их руках был".
"ЕГАИС — не панацея, нелегалы ее благополучно обходят, — добавляет директор по корпоративному развитию компании "Формула Холдинг" Евгений Огородников. — Начинать надо с изменения закона, породившего ЕГАИС. Работающие на рынке компании должны быть прозрачными".
"ЕГАИС далеко несовершенна, — вторит финансовый директор ТМ "Хортица" Владислав Мягкий. — Но если она перейдет в хорошие руки, от этого выиграет весь рынок".
"Совершенно очевидно, что у государства должна быть серьезная мотивация в создании и эффективном использовании ЕГАИС. В интересах государства (налоги исправно поступают в казну), граждан (не пьют "паленую" водку), добросовестного бизнеса (честно конкурируют только легальные производители алкоголя), — анализирует ситуацию генеральный директор IDS Scheer Россия Мария Каменнова. — Работа над ЕГАИС, начиная от идеи и разработки и заканчивая эксплуатацией системы и анализом собранных данных, — это бизнес-процесс, которым необходимо грамотно управлять. Прежде всего, должен быть назначен владелец процесса и определены потребители его результатов. Однако нынешняя ситуация с ЕГАИС — классический пример того, что бывает, когда у процесса отсутствует владелец. Поэтому не очень понятно, кому эта система нужна".
Орган, ответственный за ЕГАИС в структуре власти, был определен только летом 2006 года. Теперь ФНС взяла под свое крыло также разработку и внедрение системы. Сама идея ЕГАИС как попытки системного подхода к защите легального рынка алкоголя участникам рынка нравится. Но после прошлогоднего провала теперь необходимо отделить идею такой системы от ее неэффективного внедрения, отказаться от волюнтаристских сроков и методов, более тщательно проработать законодательную базу. В ФНС, по свидетельству участников рынка, имеется полное представление о всех проблемах, понимание ситуации и того, как надо правильно внедрять эту систему.
"Я думаю, от ЕГАИС не откажутся, — прогнозирует Вадим Дробиз. — Да, в других странах такой системы нет, но там нет и такой как в России структуры потребления алкоголя, и такого рынка. ЕГАИС можно и нужно модернизировать, но от идеологии системы отказываться нельзя".