"Гроссмарт" совершенствует организационную структуру
Компания IDS Scheer Россия и страны СНГ и сеть супермаркетов "Гроссмарт" объявляют о завершении проекта по аудиту организационной структуры и разработке плана ее совершенствования.
Торгово-розничная сеть "Гроссмарт", часть холдинга "Марта", была организована в 2004 году. Стратегия сети заключается в интенсивном развитии на региональных рынках России, и всего за 3 года существования за счет органического роста, поглощения более мелких региональных операторов и применения схемы франчайзинга "Гроссмарт" открыл под своим брэндом магазины в 18 регионах России. В общей сложности региональная сеть сейчас насчитывает более 250 магазинов, работающих в формате "локальный минимаркет", "супермаркет" и "гипермаркет". Общая численность сотрудников -- 5000 человек. Оборот компании за 2006 год составил $297,8 млн.
Для организации эффективного управления столь крупной регионально-распределенной компанией с высокой динамикой роста руководство "Гроссмарта" обратилось за советом к специалистам в области управления – компании IDS Scheer. В апреле 2007 года консультанты IDS Scheer приступили к экспертизе организационной структуры центрального офиса и типового филиала.
В рамках проекта была проведена экспертиза действующей организационной структуры центрального офиса "Гроссмарт" и типового филиала (на базе регионального офиса в Казани), выявлен и согласован с руководством компании перечень проблем и недостатков. Нужно отметить, что выявленные проблемы типичны для быстрорастущих структур и относятся к так называемым "болезням роста". Среди них -- превышение нормы управляемости для топ-менеджеров, слишком высокая значимость человеческого фактора в основной деятельности и управлении компании, чрезмерная централизация функций в центральном аппарате и отсутствие четкого распределения функций, полномочий и ответственности между департаментами в центре и филиалах, из-за чего по мере увеличения числа магазинов в сети управляемость ухудшается.
На основе проведенного анализа оргструктуры и ее сопоставления со стратегическими целями "Гроссмарта" консультанты сделали вывод, что действующая система управления сложилась вследствие адаптации компании к темпам собственного роста и быстрым изменениям рынка. Такая структура может существовать "сегодня и сейчас", а с учетом устранения выявленных недостатков способна поддерживать процессы и цели в среднесрочной перспективе (2-3 года).
Разработанный консультантами IDS Scheer на втором этапе работ план мероприятий и проектов по устранению выявленных недостатков и совершенствованию организационной структуры был одобрен руководством "Гроссмарт" и подписан к исполнению.
"Быстрорастущие компании – привычное явление на современном российском рынке, -- комментирует Олег Вишняков, директор по бизнес-консалтингу IDS Scheer. -- Но вместе с радостью от хороших финансовых результатов компании можно получить и головную боль от нарастающей сложности управления. Идти по экстенсивному пути – плодить департаменты и руководителей – не выход, это сделает компанию неповоротливой и громоздкой. В какой-то момент необходимо остановиться и оптимизировать систему управления, тогда к росту финансовых показателей добавится еще и возможность уходить домой вовремя, а не сидеть в офисе по ночам, решая управленческие головоломки".
"Когда работаешь в быстрорастущей компании, со временем привыкаешь, что обязанностей, сотрудников и проблем становится все больше, а возможностей заниматься стратегическим развитием бизнеса -- все меньше, -- говорит Елена Чичкова, генеральный директор "Гроссмарт". -- Без посторонней помощи сложно заметить, что законы менеджмента нарушены, а предел управляемости превышен. Консультанты помогли нам выявить проблемы в управлении, и мы готовы их устранить".