Letyshops

Аутсорсинг - где же выгода?

Скотт Лайбс
CFO Magazine

Легок на подъем

Аутсорсинг, который так часто представляют панацеей для компаний, возможно, не так уж и выгоден для его провайдеров. В июле Electronic Data Systems Corp. (EDS) сообщила, что не намерена заключать крупный аутсорсинг-контракт, о котором вела переговоры с Procter & Gamble. Назвав главной проблемой риск и вопросы бухучета по долгосрочным контрактам, EDS объяснила, что ее решение уволить 2000 работников здесь ни при чем.

Компания утверждает, что увольнения нормальная часть бизнеса и не связаны с банкротством WorldCom, которая была одновременно и крупным клиентом EDS, и ее поставщиком услуг дальней связи. В прошлом квартале EDS вмиг потеряла 101 млн. долларов в результате списания и создания резервов в связи с банкротством WorldCom.

Казалось бы, в таком случае руководство IBM Global Services может потирать руки, но, когда EDS переживала свой июльский кошмар, финансовый директор IBM Джон Джойс (John R Joyce) открещивался от прежних прогнозов, обещавших, что во втором полугодии масштабы аутсорсинга вырастут на десятки процентов.

Джон Ботвелл (John Bothwell), вице-президент по глобально-стратегическому аутсорсингу в IBM Global Services, уверяет, что эта область переживает бум именно теперь потому, что движется в противофазе, но признает, что на переговоры о контрактах стало уходить больше времени.

Быстрее и быстрее

В то же время сжимаются сроки контрактов. Традиционный аутсорсинг ИТ давно уже стал отраслью, где обычны сделки, о которых сообщают на первой полосе, со сроками 5 10 лет, на сотни миллионов, если не миллиардов долларов.

Здесь нет радикальных изменений: говорят, 10-летний контракт P&G, стоит около 8 млрд. долларов. Зато Ботвелл и другие говорят, что теперь клиенты предпочитают отдавать в аутсорсинг скромные задачи и на короткое время. И все чаще хотят не совсем отдавать, а чтобы кто-то приходил к ним и управлял этой службой.

Подрядчики среагировали моментально. Так, в июне IBM запустила свою программу Manage It for Me . Комплекс услуг и финансовых механизмов для среднего бизнеса заботится обо всем, от компьютерной безопасности до хостинга Интернет-сайтов и продается в рассрочку.

Blue-Star Solutions, небольшой аутсорсер, который специализируется на управлении средой клиентов SAP, предложил новые, короткие сроки аж на три месяца. В июне EDS подчеркнула рост рынка управления инфраструктурой е-бизнеса, купив Loudcloud Inc. за 63,5 млн. долларов. А IBM серьезно расширила в июле свои возможности системной интеграции и консалтинга и объявила о намерении купить у PricewaterhouseCoopers ее консалтинг за 3,5 млн. долларов с выплатой наличными и акциями.

Вперед, к новому

Вот лишь часть перемен в отрасли, которая, несмотря на недавний хаос, из гадкого утенка вот-вот превратится в лебедя. Так во всяком случае думает Дана Стиффлер (Dana Stiffler), аналитик из бостонской AMR Research. Она отмечает явный рост подразделений аутсорсинга в Accenture, Computer Sciences, IBM, и даже EDS, где в первом квартале доходы от этого вида деятельности выросли на 18% по сравнению с прошлым годом.

Аутсорсинг теперь устоявшийся и понятный способ снижения затрат, говорит Ботвелл из IBM. Вот почему теперь число потенциальных договоров у нас вдвое больше, чем два года назад . Впрочем, одно серьезное изменение в отрасли имеется: в услугах типа е-бизнес по заявкам , когда клиенты покупают лишь те функции, которые им необходимы, темпы роста выше, чем в традиционных сделках.

Для аутсорсеров сокращение сроков контрактов, пожалуй, не такое уж невыгодно: как показывает WorldCom, крупные заказчики могут исчезать. Процветавшие ранее поставщики услуг по работе с приложениями (ASP) поняли это, когда исчезла их доткомовская клиентура.

Плюс для аутсорсеров: фактически исчезла система ценообразования за пользователя и за месяц , которая для ASP ранее была главным пунктом при продаже. Сегодня эти специалисты, возможно, меньше делают для клиентов, зато получают деньги.

А так как аутсорсеры стремятся удовлетворить требования клиентов к гибкости, у компаний явно больше рычагов, чем раньше. И все же аутсорсеру можно простить, если, глядя на повисшую в воздухе сделку с P&G, он всплакнет по старым добрым временам.

 

 

Реклама: