Letyshops

Отдать или оставить?

Аликс Найберг
CFO Magazine

О вреде максимализма

Трафик сайта Amtrak ежегодно удваивается начиная с 1996 года. Годовой объем онлайновых сделок превысил 100 млн. долларов, и компания поняла, что ее возможности на пределе. Первая мысль: отдать на аутсорсинг все.

В конце 2000 г. директора по е-коммерции Мэри Кортина (Mary Cortina) и Ленетта Мак-Кэмпбелл (Lenetta McCampbell) изучили предложения от Digex, Exodus, IBM и Loudcloud, которые, как говорит Кортина, четко знали свой бизнес с точки зрения технологии.

Зато цены их оказались запредельными, поэтому Amtrak просто увеличила штат и превратила информационный центр, обслуживавший прежнее ПО, в новый центр е-бизнеса.

Руководители фирмы сочли такой подход оправданным: обошлось дешево и работает хорошо. Однако с 11 сентября сотни пассажиров хлынули на amtrak.com за железнодорожными билетами, и сайт стал задыхаться. Три ИТ-сотрудника не успели увеличить пропускную способность, центры обслуживания захлебнулись, и компания была вынуждена отказывать клиентам.

Вариант аутсорсинга возник неожиданно. Фирма Akamai Technologies Inc., провайдер инфраструктуры е-бизнеса, позволила бесплатно перенаправить трафик на свои серверы на месяц после терактов. Проблема пропускной способности была решена. Они буквально спасли наш сайт , говорит Кортина.

Вдохновленная удачей, компания Amtrak подписала с Akamai договор на аутсорсинг. Прежний лозунг Все или ничего! уступил место методу объединения (mix-and-match), при котором, по словам МакКэмпбелл, можно эффективнее справляться с пиками, сочетая внутреннюю поддержку и аутсорсинг .

Хотя подобные драмы редко приводят к решениям об аутсорсинге, аналитики утверждают, что все больше компаний осознают, насколько сложно заниматься е-коммерцией в одиночку.

По-видимому, фирмам придется отдавать на аутсорсинг хотя бы часть е-бизнеса, говорит Джина Шааф (Jeanne Schaaf), бывший аналитик из Forrester Research. Компании, которые делают все сами, как правило, переплачивают за пропускную способность, хранение, сети и кадры .

Лучше меньше да лучше

Исследователи утверждают, что чуть более половины американских компаний все еще полагаются в е-бизнесе только на себя.

Некоторые демонстрируют ковбойский менталитет, желая делать все самостоятельно. Руководителю ИТ-отдела приятно по-хозяйски пройти по залу и погладить сервер , замечает Марк Джейкобсон (Marc Jacobson), аналитик консалтинговой фирмы Ovum.

По его мнению, как только инфраструктура е-бизнеса начнет вмещать масштабные приложения для CRM или управления цепочками поставок, полагаться только на себя будет уже недостаточно .

Вариантов аутсорсинга бесконечное множество. Есть компании, в которых он реализован в разных формах и каждый отдел использует свои собственные методы ведения е-коммерции.

Производитель товаров для спорта Adidas-Salomon AG сотрудничал с 15 организациями, которые размещали разные компоненты сайта adidas.com, до того как прошлым летом передал все это одной фирме.

Партнер на все руки

Аналитики рекомендуют (хотя не настаивают на этом) вариант аутсорсинга, при котором находится одна фирма, умеющая делать все. Провайдеры услуг управления (managed service providers MSP), такие как компания Loudcloud Inc. (которая и стала в итоге работать с adidas.com), выполняют необходимые функции, используя целую сеть поставщиков услуг размещения, систем безопасности и т. д.

Если недавние успехи Loudcloud принять за показатель, можно признать, что у модели MSP есть будущее. Хостер без центра данных называет ее фирма Gartner.

В числе основателей многообещающего новичка соучредитель Netscape Марк Андрессен (Marc Andreessen). Не потому ли Loudcloud одна из тех немногих технологических компаний, первый выпуск акций которых выстоял на негостеприимном рынке в марте прошлого года?

Хотя цена акций не велика (в мае прошлого года достигла 7 долларов, в сентябре упала до 1,12, а теперь поднялась до 4 с небольшим), ежегодный рост прибыли Loudcloud за два последних квартала измеряется трехзначной цифрой. Фирма обходится без собственного центра данных, предлагает неизбитую технологию (продукт Opsware) и имеет, по мнению аналитиков, серьезные экономические преимущества.

Неуклонно снижая чистые убытки, Loudcloud намерена не только выйти на прибыль в 2003 г., но и превратиться в реальную силу в е-бизнесе. Насколько реальную? Надеемся стать очередной IBM , говорит глава фирмы Бен Горовиц (Ben Horowitz).

Плюсы и минусы стандартизации

Шумиха вокруг MSP мешает клиентам сориентироваться в дымовой завесе рекламы. Один из клиентов Loudcloud USAToday.com встречался с несколькими кандидатами на роль партнера по аутсорсингу (от хостинговых компаний до телефонных). Все они утверждали, что занимаются MSP. Вскоре вице-президент USAToday.com по ИТ Адриан Боутен (Adriaan Bouten) убедился в том, что хотя каждый заявлял о себе как о MSP, далеко не все готовы были предоставить требуемые услуги .

Компания Loudcloud получила контракт в августе прошлого года, после того как предложила скидку свыше 100% в случае простоя сети. Кроме того, подход фирмы к инфраструктуре е-бизнеса примерно на 90% совпал с тем, что уже использовала USAToday.com.

Соответствие важный фактор при выборе MSP. Обращаясь к хостеру или MSP, клиент вынужден идти на уступки, ведь необходимо стандартизировать предложения, чтобы достичь нужных результатов, говорит аналитик Тед Чемберлин (Ted Chamberlin) из Gartner. Вам могут сказать, например, что ваши системы надо бы перевести с Linux на Windows, так как именно с Windows работают все остальные клиенты .

Стандартизация позволяет экономить на хранении и пропускной способности (по словам Боутена, до 50%). Она обеспечивает масштабируемость: хостер может мгновенно увеличить мощность клиента, тогда как самостоятельные компании должны иметь запас мощности, чтобы наращивать ее по мере надобности (а это не рентабельно).

Продолжение в выпусках: #172

 

 

Реклама: