Как "продать" ABC
Джон Лир
ABC и динамика затрат
Калькуляция себестоимости по видам деятельности (activity based costing, ABC) не улучшит финансовую отчетность компании и вряд ли снизит налоги. Зато поможет в принятии рабочих решений. Чтобы убедить компанию и работников в необходимости ABC, следует доказать начальникам отделов, что им выгодна новая информация, которую даст такая калькуляция.
Чтобы данные о затратах помогали принимать решения, их нужно увязать с рычагами, находящимися в руках руководителей. Данные о затратах должны показывать, как те или иные варианты влияют на затраты. ABC часто называют системой себестоимости или распределения затрат. Если ее цель помощь в принятии решений, то и выражать АВС нужно в терминах динамики затрат.
Традиционно затраты подразделяют на переменные (изменяются пропорционально некой мере объема, например: единице продукции, человеко-часам, машино-часам, продажам в долларах) и фиксированные (все остальные).
В литературе по ABC затраты подразделяют в зависимости от уровня: единица, партия и товар. Деятельность или показатель, влекущие за собой изменение затрат, называют факторами затрат. На уровне единицы товара они зависят от его количества и похожи на традиционные переменные затраты.
В литературе по ABC важны еще две категории затрат, не определяемых количеством единиц товара. Затраты на уровне партии зависят не от числа единиц, а от того, как те сгруппированы. Например, стоит наладить станок, и никаких дополнительных затрат до очередной наладки можно не ожидать.
От затрат на уровне товара выигрывают все единицы определенного типа. Например, после подготовки проектной документации дополнительных затрат уже не будет, независимо от количества единиц или партий товара. Новые платежи могут потребоваться лишь при изменении проекта.
Признавая, что затраты изменяются также на уровне партии и продукции, ABC помогает в принятии решений. При традиционном подходе затраты, изменяющиеся на уровне партии и товара, считаются фиксированными. Без учета этих изменений цифра затрат, данная руководителю среднего звена, иногда оказывается заниженной.
Предположим, торговый представитель фирмы Заказные детали решает, стоит ли сосредоточить значительные ресурсы на продвижении своего товара фирме XYZ Products или DEF Graphics. При прочих равных условиях клиенты отличаются тем, что XYZ Products нужно поставлять товар еженедельно, а DEF Graphics раз в квартал. У Заказных деталей недостаточно места для хранения большого количества деталей, поэтому, произведя партию товара, приходится отправлять ее заказчику.
Перед производством каждой партии нужна наладка станков. Так как затраты на нее затраты на уровне партии, то традиционная динамика затрат сочтет суммы, потраченные на обслуживание обоих клиентов, одинаковыми.
По оценке бухгалтерии Заказных деталей , наладка станка обходится в 400 долларов. Таким образом, затраты на обслуживание DEF Graphics составят за год 1600 долларов, а на XYZ Products 20 800 долларов. Понимание такой разницы может заставить торгового представителя активнее работать с первой компанией, чем со второй.
Рабочие примеры
Руководители производства. В числе решений, принимаемых ими, планировка заводских площадей и производственные графики.
Одно из соображений при планировке завода движение товара по предприятию (например, в поддонах автопогрузчика). Это деятельность и затраты на уровне партии. Стоимость перемещения партии товара зависит не столько от количества единиц в ней, сколько от расстояния.
Оценка затрат по ABC отражает разницу в затратах на перемещение товара при различной планировке завода, а традиционные стоимостные оценки нет.
При подготовке производственных графиков могут быть важны затраты на наладку станков. Например, для печатного пресса надо подготовить пресс-форму, вставить ее в пресс и сделать пробный оттиск, чтобы удостовериться, что она правильно установлена и заправлена. В отличие от традиционной динамики цен оценки ABC позволяют найти компромисс между разными производственными графиками.
Проектировщики. Хотя многие проектные решения подразумевают компромисс в затратах на уровне единицы товара (например, чем закреплять ящики шурупами или скрепками), другие влияют на деятельность на уровне партии и товара и на связанные с ними затраты.
Например, решение о том, использовать типовую деталь или уникальную, принимается на уровне товара. Добавление новой детали к существующим операциям требует мероприятий на уровне товара: выделения складских площадей для новых деталей, модификации компьютерных систем для новых типов учетных данных, изменения режима работы получателей на складе.
Для использования уникальной детали также потребуется дополнительная деятельность по заказам и их получению, в таком случае она обычно осуществляется на уровне партии. Если использованы типовые детали, их можно заказывать и получать одновременно с деталями для другой продукции.
Продолжение в выпусках: #190