Компьютерный экзамен на звание дипломированного бухгалтера: что нужно о нем знать
Чула Кинг
Чула Кинг (Chula G King), PhD, CPA, адъюнкт-профессор факультета бухучета и финансов в Университете Западной Флориды, город Пенсакола, штат Флорида.
Начало в выпусках: #196
Правила перехода и подготовки к экзаменам
Хотя правила перехода и подготовки к компьютерным экзаменам до сих пор обсуждаются, из предложенных моделей ясны наиболее вероятные варианты.
Большой вопрос для тех, кто будет сдавать последний письменный экзамен на СРА: А что если я сдам не все экзамены? Правила перехода дают на него несколько ответов. В первую очередь, приравнивают друг к другу части существующего и компьютерного экзамена.
Кандидаты, получившие условные зачеты по существующему экзамену, получат условные зачеты и по эквивалентным разделам компьютерного варианта. Кроме того, им предоставят то же время и все условия для успешной сдачи оставшихся разделов на компьютерном экзамене. Не справившись со всеми оставшимися разделами в период перехода, кандидат теряет зачеты по тем, которые были сданы в ходе существующих экзаменов. Однако он не лишается условного зачета по любому разделу компьютерного экзамена, пройденному в течение переходного периода.
Как уже говорилось, разрешено сдавать разделы компьютерного экзамена порознь и в любом порядке, но те, кто делает это впервые, должны попытаться одолеть все 4 раздела в течение 30 дней.
Когда кандидат впервые сдал некий раздел компьютерного экзамена, условный зачет по этому разделу действителен 18 месяцев и не требует минимального числа очков по другим, не сданным. После успешного прохождения одного раздела, кандидат имеет 18 месяцев для сдачи остальных.
Если он не сдал все 4 раздела за 18 месяцев, зачеты по разделам, пройденным вне этого периода, считаются недействительными. Кандидату не разрешается переэкзаменовка по несданному разделу в пределах того же трехмесячного экзаменационного интервала.
Рекомендации профессорско-преподавательскому составу
Поскольку в новом экзамене на звание СРА налицо большой сдвиг от зубрежки к анализу и применению знаний, преподаватели бухучета должны позаботиться о том, чтобы их тесты оценивали не только степень запоминания фактов. Предполагается, что с начала 2004 года студентам придется иметь дело с большим количеством практических примеров и задач. Чтобы работать с примерами, необходимо умение использовать электронные базы данных для исследований, электронные таблицы для анализа и текстовые процессоры для сообщения результатов.
В лекциях и заданиях преподаватели должны постараться обеспечить междисциплинарный охват. Скажем, в примере финансового учета можно предложить рассмотреть юридические последствия того или иного события. В пример по аудиту включить также вопросы информационных технологий. На занятиях по налогообложению сосредоточиться на значении различных форм предприятия для итоговой уплаты налогов.
Преподаватели бухучета должны знакомить студентов с условиями компьютерных испытаний. Учебники все чаще содержат ссылки на онлайновые тесты. Электронная учебная продукция, вроде Blackboard, Prometheus и WebCT, тоже снабжена функциями онлайнового контроля знаний, которые преподаватель может использовать, имитируя элементы компьютерного экзамена.
Позитивный прогноз
Смена реалий, определяющих бухгалтерскую профессию, включает в себя непрерывный рост объема знаний и умений, нужный начинающему дипломированному бухгалтеру, все более сложную среду бизнеса, постоянное расширение ассортимента услуг, предлагаемых бухгалтерами, рост опасностей и возможностей вследствие развития технологий. Экзамен весной 2004 года будет попыткой отразить эти меняющиеся реалии.
Несколько важнейших характеристик говорят о том, что экзамен сможет успешно отбирать кандидатов, обладающих необходимыми знаниями и умениями для профессиональной работы:
- объединяющая роль компьютеров в экзамене СРА показывает их важность в ежедневной коммерческой деятельности;
- интеграция знаний многих ключевых отраслей отражает тот факт, что бухучет не изолирован от всего мира. Для анализа, постановки и диагностики проблем преуспевающему дипломированному бухгалтеру нужны многопрофильность и умение эффективно сообщать результаты. Одно дело запомнить информацию, другое – пользоваться ею;
- переход от проверки запоминания к проверке знаний и умений, нужных, чтобы применять эти знания, поможет лучше оценить рабочие качества кандидата;
- неизбежный переход от хрестоматийных примеров к сегодняшним и завтрашним жизненным ситуациям возможен благодаря моделированию, которое имитирует сценарии из практики.
Изменения, вводимые в экзамен на звание СРА, могут казаться пугающими кандидатам, которые готовятся к сдаче экзамена весной 2004 года. Перемены могут волновать и тех, кого беспокоит, что остается все меньше желающих получить звание СРА.
При всей обоснованности такой тревоги следует заметить, что экзамен, учитывающий ежедневную деятельность и проблемы дипломированных бухгалтеров, настоятельно необходим, чтобы сохранить роль профессии в обществе. Новый экзамен обеспечит такой подход и послужит толчком к неизбежным изменениям в программе бухучета в колледжах и университетах.