Пути повышения эффективности механизма принятия и прохождения решений
следующие:
- делегирование полномочий. При максимальном делегировании руководитель
среднего звена будет работать по схеме руководителя предприятия, - то есть
выпадают один входной и один выходной фильтр и один этап коррекции;
- формулирование и согласование целей предприятия. При одинаково понимаемых
целях реально работает только фильтр нижнего звена. Одновременно наблюдается
встраивание личных целей в систему, снижающее активность данного фильтрующего
воздействия;
- согласование формальных ограничений. Решения, принятые руководителем
предприятия, часто не учитывают финансовых и процедурных алгоритмов их
реализации: например, указание руководителю сбыта «действуй так» не всегда
подкрепляется распоряжением финансовому директору о выделении средств. В
результате возникает процедурный конфликт.
Здесь можно, с одной стороны, расширить полномочия руководителя сбыта до
утверждения бюджета в данной части, а с другой, руководителю предприятия надо
вырабатывать комплекс решений для всех задействованных в выполнении служб;
- поощрение инициативы снизу. Решение, в готовом виде представленное,
например, средним звеном, будет реализовано по схеме делегирования полномочий
(то есть без двух фильтров и одной коррекции), если руководитель предприятия
не внесет в него кардинальных изменений.
С этой точки зрения целесообразнее разрешить действие, отвечающее
представлениям руководителя на 80%, чем скорректировать его на величину
отклонения (в первом случае решение будет выполнено в неизменном виде, во втором
– может исказиться до серьезной потери качества). Поощрение инициативы прямо
влияет и на сценарии группового поведения (если носит систематический характер),
приводя их к более полезному для предприятия виду;
- поощрение сотрудничества. Развитые горизонтальные связи между
подразделениями позволяют вырабатывать готовые решения уже на нижних уровнях
иерархии (эта часть не вошла в модель). Сотрудничество руководителей и
подчиненных в линейных подразделениях сближает их сценарии поведения, что
уменьшает фильтрацию;
- обучение. На любом уровне дополнительные знания расширяют спектр значимой
информации, повышают качество ее интерпретации.
|