Е-бизнес и бухгалтер
Комитет по ИТ при IFAC
Риски, связанные с ИТ
Е-бизнес трудно вести без использования Интернета и информационных технологий, поэтому и важнейшие риски связаны именно с ИТ. Можно выделить следующие категории риска: инфраструктура ИТ, приложения, бизнес-процессы.
Риски инфраструктуры ИТ связаны с ее способностью адекватно обрабатывать информацию (например, при неисправности оборудования). Для минимизации рисков разрабатывается концепция безопасности (в соответствии с потребностями компании), а также средства технического и организационного контроля.
Типичные виды рисков инфраструктуры:
- недостаточные физические меры безопасности на случай кражи, несанкционированного доступа или незаконного раскрытия информации;
- незащищенность от перегрева, повреждения водой, огнем, иных физических воздействий;
- неадекватные или неправильные аварийные планы и процедуры;
- отсутствие надлежащих процедур резервного копирования;
- неадекватная конфигурация и мониторинг брандмауэров против попыток взлома;
- неумелое шифрование.
Риски приложений возникают из-за:
- ошибок программирования и сбоев в приложениях ИТ;
- несогласованных или недокументированных программных изменений;
- плохого контроля за входом, обработкой и выводом информации в приложениях ИТ;
- неадекватной увязки средств безопасности ПО с инфраструктурой безопасности (неверные принципы допуска, процедуры резервного копирования и перезапуска).
Риски бизнес-процессов ИТ возникают, если анализ безопасности и обработки информации охватывает бизнес-процессы не целиком, а частично.
Возможные причины рисков:
- недостаточная прозрачность потока данных;
- плохая интеграция систем или несовершенство процедур согласования и управления в интерфейсах между подпроцессами, возникающее, когда две подсистемы обмениваются данными в рамках бизнес-процессов. При этом возникает опасность, что средства контроля ИТ (такие как право доступа или процедура резервного копирования) эффективны только для подпроцессов, но не для целых процессов.
Типичные риски бизнес-процессов ИТ в среде е-бизнеса:
- данные о транзакциях передаются из подсистем е-бизнеса в бухгалтерское приложение недостаточно эффективно, полно и точно;
- не все подсистемы защищены от несанкционированного или несогласованного доступа, поэтому данные транзакций могут быть изменены на уровне одной из нижних подсистем ИТ;
- неудачные или неадекватные механизмы контроля доступа затрудняют или делают невозможным эффективное управление средствами доступа для всех подсистем ИТ, встроенных в бизнес-процесс;
- защиту доступа, относящуюся к отдельному приложению, встроенному в бизнес-процесс, можно обойти, манипулируя верхними или нижними подсистемами ИТ;
- меры резервного копирования эффективны только для подсистем е-бизнеса и, соответственно, для подпроцессов, а не для полного бизнес-процесса ИТ;
- конструкция и реализация интерфейсов между подсистемой е-бизнеса и нижними подсистемами ИТ неудовлетворительны.
Юридические риски
Руководство отвечает за то, чтобы работа в сфере е-бизнеса велась в соответствии с требованиями законодательства. Компании должны помнить, что, несмотря на усилия международных регулирующих органов, законы и положения в разных странах различны.
Предприятия, работающие на глобальных рынках, часто оказываются не в курсе современных юридических и регулятивных нюансов. Не зная положений и законов, применяемых в различных обстоятельствах, они могут невольно нарушить их и подвергнуться штрафу, проиграть дело в суде, понести иные убытки.
К важным юридическим вопросам относятся:
- защита прав интеллектуальной собственности, в том числе на основании законов об изобретениях, копирайте и торговой марке;
- обязательность контрактов с провайдерами Интернет-услуг;
- право собственности поставщика на программное обеспечение или продажу лицензий на ПО.
Коммерческие юридические риски возникают также в связи с контрактным правом и покупкой или продажей товаров и услуг через Интернет поверх государственных границ. В частности, бывает сложно определить юрисдикцию международных сделок.
В такой ситуации возможны разные трактовки контрактных обязательств, с точки зрения разных законодательств, поэтому может возникнуть проблема обязательности контракта.
Некоторые виды коммерческой деятельности, которые не регулируются одним законодательством, регулируются другим. Руководство компании обязано проследить, чтобы регулируемые виды деятельности осуществлялись с соблюдением законов страны, на территории которой ведется эта деятельность.
В итоге электронных операций может возникнуть риск несоблюдения налогового законодательства. В частности, бывает неясно, какое государство должно получить налоги за сделку (подоходный, корпоративный, налог с продаж), требования какого законодательства к документальному оформлению заказов и счетов выполнять.
Руководство должно обеспечить защиту личной информации, полученной в ходе ведения е-бизнеса. Следует принять меры, чтобы уменьшить риск нарушения безопасности сети.