Letyshops

Анализ качества различных подходов к аудиторской проверке

Большинство банков создавало службы внутреннего контроля исходя из формальных требований ЦБ и используя в качестве нормативной базы документы и рекомендации ЦБ по проведению его специалистами инспекционных проверок операций, совершаемых кредитными организациями. Однако не секрет, что качество инспекционных проверок ЦБ оставляет желать лучшего, что делает полученную информацию практически непригодной для принятия управленческих решений.

Связано это с уровнем анализа информации: цель инспекционной проверки ЦБ – отследить правильность совершения операций, выявить искажения в отчетности, влияющие на финансовые результаты банка. Иными словами, на проверяющих ЦБ возложен большой объем проверки операционных функций кредитной организации. Автор считает, что это связано со стратегической ошибкой при внедрении служб внутреннего контроля в банках. Была попытка сделать из СВК орган внешнего надзора.

В результате – недостаточная активность государственных органов в создании системы мер, препятствующих легализации незаконно полученных денежных средств и манипулированию ценами. Именно это и привело к тому, что контрольный процесс со стороны надзорных органов Центрального банка проводится по формальным признакам (например, наличию документов, существованию СВК и т. д.)

В результате во многих банках произошло только формальное создание СВК с имитацией норм, заложенных ЦБ, что не позволяет опираться на СВК кредитных организаций в ходе построения надзорного процесса. Некоторые банки пошли еще дальше в «формализации» СВК и формируют несколько актов проверки: один – для внутреннего пользования, один – для представления в органы надзора.

Помимо этого в нормативной базе Центрального банка отсутствует четко поставленная цель, на достижение которой должна работать СВК. Сформулированная ЦБ цель – «защита интересов инвесторов, банков и их клиентов путем контроля за соблюдением сотрудниками банка законодательства, нормативных актов и стандартов профессиональной деятельности, урегулирования конфликтов интересов, обеспечение надлежащего уровня надежности, соответствующей характеру и масштабам проводимых банком операций и минимизации рисков банковской деятельности» (Положение № 509 «Об организации внутреннего контроля в банках» п. 1.2) является некорректной, если исходить из следующих соображений:

– у перечисленных субъектов не существует единых интересов, нередко они могут оказаться противоположными;
– урегулировать конфликт интересов и минимизировать риски можно по-разному, в зависимости от приоритета защищаемых интересов.

Применительно к проверке кредитной работы можно сказать, что проверяющие ЦБ осуществляют документальную проверку работы банка. Иными словами, можно смело ставить под вопрос качество анализа финансового состояния заемщика и качество проверки обеспечения кредита, что в свою очередь влияет на адекватность результатов проверки ситуации, сложившейся в работе кредитного и связанных с ним отделов банка. Сегодняшнее качество проверок кредитной работы сотрудниками ЦБ не является эталонным, и нецелесообразно копировать такой подход для работы службы внутреннего контроля банка.

<<предыдущая [1][2][3][4] следующая>>
[вид для печати]
© Василий Веников

 

 

Реклама: