Состояние рынка Интернет-услуг
Кудрявцев Алексей
ведущий специалист информационно-аналитического отдела «Коминфо Консалтинг»
Интернет-реклама
После освоения сегментов доступа и хостинга появился сегмент Интернет-рекламы. Ее российский рынок уже нельзя назвать зарождающимся, но и на сформировавшийся он пока не тянет: по оценкам западных экспертов, этот процесс закончится в 2008 году. На настоящий момент рекламой в Сети занимаются мелкие и средние компании, но, оценив перспективность этого рынка, интерес к нему начали проявлять крупные медийные компании, работающие с ТВ-рекламой.
Объем рекламного Интернет-рынка в России на данный момент еще никто не измеряет. Существуют только экспертные оценки, позволяющие определить порядок данной величины.
По данным ведущих сетевых рекламных агентств, объем этого рынка в 2001 году находился в диапазоне 3–8 млн. долларов. Однако стоит отметить, что это явно заниженная величина. Так как часть рекламодателей обращается напрямую к основным рекламным площадкам (на данный момент площадок не так много, клиентов, нуждающихся в широкой рекламной компании в Сети, тоже мало).
Поэтому сетевые агентства не «видят» часть рынка. Так, еще в 2000 году доходы одного из лидеров рынка – РБК – достигли 3 млн. долларов. В 2001 году обороты холдинга выросли вдвое; можно ожидать, что и доходы от Интернет-рекламы возросли пропорционально. Это подтверждает и информация самой компании.
Можно смело говорить о том, что другие крупные рекламные площадки – Рамблер, Яндекс, Mail.ru – набрали в течение прошлого года не менее 1 млн. долларов каждая. В 100–500 тыс. долларов (возможно, и более) можно оценить рекламные бюджеты других крупных площадок – Auto.ru, Lenta.ru, Gazeta.ru, Travel.ru, NTV.ru, Km.ru и др. В районе 3–5 млн. долларов находятся доходы проекта Price.ru.
Таким образом, уже в 2001 году рекламный рынок Рунета достиг объема в
15–18 млн. долларов. Если темпы его прироста сохранятся, то в 2002 году
Интернет-рынок рекламы в России достигнет европейского уровня.
Электронная коммерция
Развитие сегмента электронной коммерции в России во многом повторяет опыт США: этап возникновения характеризуется преобладанием В2С-сделок (business-to-customer), но со временем лидерство переходит к межкорпоративной торговле. Согласно прогнозам, в России говорить о формировании этого рынка преждевременно, предполагаемая дата окончания этого процесса – 2015 год. На сегодняшний день сегмент состоит в основном из Интернет-магазинов, а В2В (business-to-business) электронные площадки начали появляться сравнительно недавно.
Общеизвестно, что В2В-торговля гораздо более прибыльна, чем В2С. Это
утверждение подтверждается тем фактом, что в США оборот электронных торговых
площадок В2В превышает доходы от предоставления доступа и хостинга вместе
взятых. Однако существует фактор, сдерживающий развитие электронной
межкорпоративной коммерции в России. Это отсутствие жесткой законодательной
базы.
IP-телефония
И наконец, самый молодой сегмент рынка Интернет-услуг – IP-телефония.
На конец 2000 год российский рынок услуг IP-телефонии оценивается экспертами J’son & Partners примерно в 42 млн. долларов, что соответствует 2,3% мирового рынка. Исходящий трафик, переданный по IP-протоколу, составил 170 млн. минут (более 3,5% объема трафика дальней связи). По итогам 2001 года на отечественную IP-телефонию пришлось порядка 250–300 млн. минут, или 8–10% всего исходящего международного и междугородного трафика в России.
На IP-телефонию как самостоятельный вид деятельности в рамках телематических услуг российским компаниям выдано 400 лицензий. В настоящее время услуги на базе IP-платформы активно оказывают 80 операторов связи. Наиболее крупные профильные отечественные компании – «Tario Traiding» (сеть ТАРИО), «RGC» (сеть РИНОТЕЛ), ЗАО «ЗОНД Холдинг», ЗАО «Корпорация О.С.С.» и др. – сохранили и упрочили свои позиции: семь операторов «покрывают» более 53% потребностей в трафике российских абонентов IP-телефонии. На российском рынке активно работают как отечественные операторы Интернет-телефонии, так и провайдеры из стран ближнего и дальнего зарубежья, в том числе Канады, Венесуэлы и Сингапура.
IP-телефония характеризуется более коротким периодом окупаемости. И для
корпоративных, и для частных клиентов для междугородных и международных
соединений использование VoIP обходится дешевле, чем услуги операторов
традиционной телефонии. Этот сегмент в России очень молод, однако, есть
основания предположить, что суммарный оборот VoIP-операторов вскоре превысит
суммарный объем электронной коммерции.
Заключение
Можно сделать вывод, что, поскольку Интернет стартовал в России только через 5 лет после своего появления на Западе, темпы прироста основных показателей российского сегмента на данном этапе выше мировых. Рунет опережает глобальную Сеть как по росту числа хостов и темпам увеличения количества WEB-серверов, так и по главному показателю роста Сети – динамике увеличения численности пользователей. Так, в период с 1997 по 2001 год максимальная мировая Интернет-аудитория увеличивалась в среднем на 57% в год, тогда как прирост числа пользователей в Рунете был свыше 75%.
Что касается Интернет-сервисов, то тут наблюдаются еще более высокие темпы роста. К примеру, крупные компании, предоставляющие услуги хостинга и провайдинга, оценивают свой рынок крайне оптимистично: годовой рост клиентской базы предполагается на уровне 150%; скорость доступа, по прогнозам, возрастет вдвое. Этот процесс будет сопровождаться снижением тарифов в среднем на 20–25%.
Однако, по мнению провайдеров, потребители услуг не могут по достоинству оценить качество, доступность и безопасность предлагаемых услуг, а бизнес пока слабо интегрирован с сетевыми технологиями. Или возьмем сектор электронной коммерции (в большей степени это касается сектора В2С): тут динамика роста численности Интернет-покупателей (четырехкратное увеличение за 2001 год) опять же существенно опережает показатели роста Интернет-аудитории в России (35% за то же время).
Все эти очевидные тенденции свидетельствуют о том, что несмотря на то,
что Рунет по абсолютным показателям пока пренебрежимо мал относительно
глобальной Сети в целом, благодаря высокому инновационному потенциалу он с
каждым годом все громче заявляет о себе.