Состояние рынка Интернет-услуг
Кудрявцев Алексей
ведущий специалист информационно-аналитического отдела «Коминфо Консалтинг»
Начало в выпусках: #203
Рынок провайдинга и хостинга
Ситуация на российском рынке провайдерских услуг в настоящее время такова. В России работают около 300 Интернет-провайдеров (для сравнения: в Японии – более 4000, в США – свыше 8000). По темпу роста их числа Россия занимает 4-е место в Европе. На начало 2002 года рынок Интернет-доступа в России оценивался в 200-250 млн. долларов, что сопоставимо с оборотом лишь одного крупного провайдера на Западе.
Согласно одобренной правительством концепции, к 2010 году оборот компаний, оказывающих услуги на базе Интернета и передачи данных в России, достигнет 3,2 млрд. долларов. По результатам исследования, проведенного нашей компанией, наиболее популярные магистральные провайдеры – это «Ростелеком», «Cable & Wireless», «Telia», «Teleglobe», «Sonera».
Далее в таблице приведены основные характеристики наиболее крупных Интернет-провайдеров России (информация получена в ходе опроса, проведенного «Коминфо Консалтинг»).
Рассмотренные в таблице Интернет-провайдеры аккумулируют порядка 70–80% российского рынка. При этом не все компании начали работать в середине 90-х, то есть в момент формирования рынка Интернет-услуг. Одни из них появились в конце 80-х, как альтернативные операторы связи, другие – в последние несколько лет как дочерние предприятия «Ростелекома», МГТС и других региональных компаний.
К оказанию услуг доступа в Интернет приобщаются операторы связи. Это подтверждает гипотезу, что Интернет-провайдинг «вырастает» из традиционной телефонии, достигшей определенной стадии развития.
Долевое распределение рынка услуг Интернет-провайдеров провести достаточно сложно, поскольку критериями оценки могут служить несколько параметров, например, такие, как количество пользователей, объем трафика, прибыль на 1 Мб трафика и т. д. При этом в любом случае можно выделить группу компаний, определяющих общие тенденции рынка.
Подавляющее большинство провайдеров прогнозирует рост рынка на 20–40% и снижение цен на 20-30%.
Емкость международных каналов российских провайдеров растет экспоненциально: в 1996 году она находилась на уровне 15 Мбит/с, в 1998-м достигла 70 Мбит/с, сейчас суммарная емкость – 2 Гбит/с. По данным опроса, проведенного «Коминфо Консалтинг», это нижняя оценка (не включая 2,4 Гбит/с «Голден Телеком»). Ввод новых емкостей международных каналов у провайдеров (РосНИИРОС, «Глобал Один» и многие другие) говорит о высокой заинтересованности провайдеров в расширении своих международных емкостей.
У большинства российских провайдеров загрузка международных каналов колеблется в интервале 50 – 75%. Это касается и таких крупных компаний, как «Голден Телеком», «МТУ-Интел», РосНИИРОС, «Релком», «Элвис-Телеком».
Что будет
Основные тенденции этого рынка:
– в ближайшие годы будет более активно развиваться доступ к Сети с помощью технологий радиодоступа и спутниковой связи;
– большинство провайдеров, ранее специализировавшихся на предоставлении доступа и хостинга, постараются закрепиться на рынке услуг междугородной и международной IP-телефонии;
– рынок Интернета будет неоднородным, повторяющим в общих чертах модель развития мобильной связи: сначала произойдет насыщение наиболее платежеспособного спроса в регионах, базовые тарифы постепенно понизятся, произойдет усложнение структуры цены с внедрением новых услуг, например центров обработки данных. Самым перспективным на сегодняшний день представляется рынок приложений для использования индивидуальными пользователями и для оптимизации бизнес-процессов;
– вторичные и третичные провайдеры услуг все больше испытывают давление со стороны первичных провайдеров, готовых непосредственно работать с большим количеством конечных пользователей и малых офисов;
– небольшие Интернет-провайдеры, образованные как самостоятельные коммерческие компании, в ближайшей перспективе либо окажутся нерентабельными, либо будут поглощены более крупными операторами связи.
Таким образом, на сегодняшний день в этих двух сегментах (провайдинг и хостинг) протекают процессы, которые наблюдаются в тех странах, где формирование этого рынка закончилось пять и более лет назад. Речь идет о слияниях и поглощениях среди провайдеров – это процесс, который неизбежно ведет к повышению концентрации предложения на рынке и росту его монополизированности.
Отсюда можно заключить, что Россия демонстрирует не просто хорошие результаты в этих двух секторах. Если в общем по миру доходы от доступа и хостинга в 2001 году превысили 50% от общих доходов отрасли связи, то в России они составляют пока 9% (этот показатель очень высок, если принимать во внимание разницу в «возрасте» мирового и российского Интернета).
Продолжение в выпусках: #205