Softool 2002: Аналитический НЕобзор
Представители почти всех компаний, работающих в сегменте малого и среднего бизнеса, говорили примерно одно и тоже: «К нам часто приходят клиенты, работавшие на «1С», и жалуются на саму программу, франчайзеров, программистов, на все на свете. Просят помочь, поставить им нашу замечательную программу, потому что нет больше сил мучиться с «1С». Итак, настройка или программирование. В этом ли причина описанной устойчивой миграции? Условно системы действительно можно разделить на две группы: со встроенным языком программирования и с разветвленной системой настроек. В первом случае доработка под конечного пользователя или задачу осуществляется посредством перепрограммирования (допрограммирования) системы. Во втором – выбором различных опций и вводом фиксированных значений в схеме настройки. На самом деле разделение довольно искусственное, так как большинство систем управления предприятием имеют встроенный язык программирования, посредством которого рисуются формы ввода, создаются отчеты, разрабатываются те же самые схемы настройки и т. д. А системы, которые мы называем программируемыми, все равно имеют конечные пользовательские конфигурации (такие, как «Торговля и Склад», «Бухгалтерия» в «1С»), которые, в свою очередь, меняются с помощью настроек т. д. Основное отличие, пожалуй, состоит в том, какую функциональность можно смоделировать путем настроек, без программирования, и насколько удачно реализован такой вариант. Наиболее распространенная в мире система управления предприятием R3 тоже имеет встроенный язык программирования ABAP. Однако на его платформе реализованы настолько универсальные модули (конфигурации) финансов, логистики, производства и т. д., что программирование на ABAP для решения бизнес-задач считается дурным тоном. У специалистов, работающих на R3, есть такое жизненное наблюдение: если полез в язык – значит не разобрался в настройках. И анекдот. Вопрос программиста: «Что делать, если нужной настройки нет в системе?» Ответ: «Искать дальше». Все базовые конфигурации «1С» – это полуфабрикаты, которые и идут по цене полуфабрикатов. Потому они, собственно, такие дешевые. Конечные конфигурации – чаще всего разработки независимых компаний – имеют массу настроек, «заточены» под конкретный бизнес и стоят соответственно. К примеру, базовое «1С:Производство» обойдется вам в копейки, а цена «1С-Рарус:Производство» – от 500 долларов за рабочее место. Если конечный пользователь по той или иной причине хочет иметь дело с полуфабрикатом, то он может его купить и затем дорабатывать «под себя». Причем доработка будет стоить никак не меньше стандартной конфигурации. Чаще всего – больше. А уж что получится в итоге – на совести участников проекта доработки. Акцентирую ваше внимание: на совести не только франчайзера, но и заказчика. В малом бизнесе не принято платить за обследование предприятия, постановку управленческого учета и т. д. Как правило, проведение подобных работ ограничивается беседами на вольную тему: «А вот мне хочется так, а может, эдак». (Ожидаемый бардак в голове.) «Ведь это не сложно, не сложно ведь?» (Цену сбивают.) «Нет, я этого не говорила». (Говорила, конечно же, говорила.) «Фу, бестолковые какие». (Без хамства, пожалуйста.) «Ну неужели так трудно понять?» (Да как вас понять, если вы ничего не говорите по сути?) «А почему так дорого-то?» Интуитивное, на языке жестов, общение заказчика и разработчика в режиме реального времени обычно приносит воистину ядовитые всходы. Родившийся в результате такого альянса продукт уже не будет являться типовой конфигурацией, потеряет возможность корректного автоматического обновления версий (планы счетов и т. д.). Таким образом, ко всем затратам добавятся расходы на поддержку оригинальной конфигурации. Однако иногда именно такой вариант экономически оптимален. Подведем итоги. Все беды – от незнания. Обида – это обманутые ожидания. Правда жизни состоит в том, что «1С» – не самая дешевая система на рынке. Конечную совокупную цену рабочего места я бы оценил в 150–500 долларов, что вполне сравнимо с продвинутыми «настроечными» системами для среднего бизнеса. Тех, кто думает, что за 400–700 долларов можно осуществить комплексную автоматизацию компании на базе «1C», ждут горькое разочарование и судьба недалекого попа из сказки о Балде. От первого щелчка подпрыгнул поп до потолка (установка), от второго щелчка лишился поп языка (доработка), а от третьего щелчка вышибло ум у старика (сопровождение, обновление). |
Продолжение в выпусках: #206, #207 | ||
<<предыдущая | [1][2][3] | |
[вид для печати] | ||
© Пищиков С.В. |