Создание промышленных брэндов в России
Владимир Рябовол
Исследовательско-консультационная фирма «АЛЬТ»
Тезисы выступления на международном семинаре «Мобильные маркетинговые системы и выставки в современных условиях», 9 – 11 апреля 2002 год
Имидж
Имидж промышленного брэнда – это совокупность мнений о том, насколько хорошо и корректно ведет себя компания как поставщик, насколько высок у нее уровень сервиса, какие есть накладки при работе с клиентом, насколько качествен ее продукт.
Имидж имеет принципиальное значение для компании, так как клиент может согласиться на менее универсальный продукт, но не захочет работать с компанией, от которой он будет ждать какого-либо подвоха или нарушения обязательств.
Для российских компаний этот фактор определяется прежде всего следующим:
- насколько своевременно компании осуществляют поставки оборудования и точно соблюдают договоренности;
- в какой мере решения, предложенные предприятием, отвечают потребностям заказчика;
- количеством конфликтов с заказчиком в процессе согласования заказа, изготовления продукции, отгрузки, послепродажного обслуживания;
- ожиданиями клиента относительно качества сервиса, продукта, а также тем, что он в итоге получил от предприятия.
На данный момент большая часть российских компаний конкурентоспособна за счет того, что предлагает своим потребителям продукты по очень низкой цене, чем компенсирует недостатки в обслуживании, продукте. С ростом цен на энергоносители, рабочую силу и другие ресурсы и приближением их к мировому уровню это преимущество сойдет на нет.
В ходе работ на одном машиностроительном предприятии ИКФ «АЛЬТ» спрогнозировало динамику себестоимости продукции. Получилось, что через пять лет продукция предприятия будет обходиться в два раза дороже, что приблизит ее по цене к иностранным аналогам, намного превышающим по качеству как ее саму, так и сервис и технологии работы с клиентом.
Лидерами в сегменте низких цен станут, в частности, китайские компании, которые владеют более дешевыми ресурсами, чем те, что имеются сейчас у российских. Производителям потребуются иные преимущества – в качестве продукта, сервиса, в построении взаимоотношений с клиентом, а также в том, как сами компании воспринимаются на рынке.
Есть ли у вас брэнд?
Чтобы понять, есть у компании брэнд или нет, необходимо ответить для себя на два простых вопроса:
- если бы у ваших покупателей появилось больше денег, стали бы они приобретать ваш продукт?
- если бы у тех, кто сейчас не приобретает ваш продукт, появилось больше денег, то стали ли бы они его покупать?
Для большинства российских компаний ответ в обоих случаях будет однозначный – нет. Они не обладают новаторскими схемами работы с клиентом, у них нет каких-либо специфических технологий, они не могут предложить нестандартных решений. Клиенты большинства российских компаний мечтают приобрести импортную технику, и сделать это им не позволяет отсутствие средств.
Следовательно, раз над российскими компаниями нависла угроза роста цен на ресурсы, необходимо задуматься над тем, по каким критериям клиенты станут выбирать компанию в будущем. При этом надо четко представлять, что ответ «а у нас все равно себестоимость будет гораздо ниже» рынком приниматься не будет.