Softool 2002: Аналитический НЕобзор
С. Пищиков
Директор по консалтингу компании «Ш.ЭЙР-С»
Начало в выпусках: #205
«Ортикон»: трудовой франчайзинг
Далее в моих планах стояла беседа со сравнительно небольшой франчайзинговой компанией. «Небольшой», естественно, относительно, так как стенд на выставке начинающая фирма арендовать не будет.
Компания «Ортикон» основана в 1999 году.
Численность персонала: 15 специалистов (почти все сертифицированы).
Клиент: средние предприятия.
Определение клиента: среднее предприятие – от 15–20 рабочих мест.
Потребитель в компании: бухгалтер.
Продукт, инновации: аудит + внедрение + бухгалтерский консалтинг = все для
бухгалтера. Разработка отраслевых конфигураций для страховых компаний,
пенсионных фондов, издательств.
Стратегическая цель: интенсивное развитие в своей отраслевой нише.
ISO 9000: планируется сертификация.
Все правильно. Небольшая компания, состоящая из аудиторов и сертифицированных специалистов по «1С», придерживается стратегии концентрации, обслуживая конкретный сегмент покупателей и свою рыночную нишу. Знания и «ноу-хау» вкладываются в доработку и внедрение отраслевых конфигураций.
Понятно, что если, к примеру, издательство поставит у себя типовую комплексную конфигурацию, то это почти наверняка закончится тем же «Спасите нас от «1С»». А если воспользуется отраслевой конфигурацией, то, может, вообще не узнает, что это «1С» было (разве что из заставки), но скорее всего получит положительный эффект.
Меня вообще немного удивляет, как брэнд «1С» и все предубеждения, связанные с ним, накрепко прилипают к оригинальным разработкам. Лет восемь назад системы разрабатывались на Dbase, FoxPro, Clipper, но никто, кроме специалистов, об этом не знал, да и не интересовался. Теперь же продается программа «Автомастерская» или «Свинарник», а покупатели воротят нос: «У-у-у, да это «1С», я уже с бухгалтерией намучилась».
Автоматизацией управленческого учета «Ортикон» пока не занимается, но участвует в работе некоей рабочей группы, связанной с этой тематикой. О существовании такой группы (в которую входят несколько перспективных франчайзинговых компаний и даже «независимых» специалистов стороны) я услышал впервые. Ее конечная цель – создать методологию постановки управленческого учета и разработать соответствующие базовые конфигурации. Борис Нуралиев существование группы не подтвердил, однако наличие мощных управленческих тенденций в стане «1С» несомненно.
За качество внедрения
За небольшим стендом со скромной надписью «ISO 9001» – большое будущее. Там собрались компании, сертифицированные по этому стандарту.
В середине 2000 года фирма «1С» разработала единую методологию стандартного внедрения своей системы. Методология называется «Типовая система качества франчайзи» (ТСКФ) и сертифицирована международным обществом DNV на соответствие международному стандарту ISO 9001:2000. На данный момент на ее основе работают более 200 внедренческих компаний.
Сертификат о соответствии стандарту ISO 9001:2000 получили пока только «1С-Рарус», «АльтерЛого», «Аналит», Объединение «Все для Главбуха», «ИКС Технологии-Консалтинг», «Сервистренд», «АВРО-БУС», «Лаборатория Форт» (г. Киев), «Неосистемы Северо-Запад» (г. Петрозаводск). Еще три компании получили сертификат в третьем квартале 2002 года: «Софт-Маркет» (г. Санкт-Петербург), «Аист Ай Ти» (г. Москва), «DRV» (г. Калининград).
Отметим подчас неочевидный для конечного потребителя факт: работа по методике внедрения «1С», сертифицированной на соответствие ISO 9001:2000, и сертификация на соответствие ISO 9001:2000 – это, что называется, две большие разницы. По указанной методике работают 200 компаний, а сертифицированных – чуть больше десятка.
Вообще, сертификация качества внедрения ПО на соответствие стандарту ISO 9001:2000 – отдельная тема. Особенность стандарта заключается в том, что он определяет, каким должен быть «правильный» рабочий процесс. А вот как создать его таким «правильным» – это уже проблема предприятия.
Процесс сертификации начинается с описания и последующей перестройки по регламенту основных бизнес-процессов компании. Подготавливаются необходимые документы. Затем уполномоченная иностранная компания проводит дотошную, но формальную процедуру сертификации.
Многие компании в различных областях бизнеса «напрягались» и с помощью умелых консультантов получали долгожданные бумажки, после чего продолжали работать по старым правилам, хотя и с новым лейблом. Правда, при такой организации труда вести дела с иностранным партнером – все равно что плевать против ветра. На Западе к стандартам ISO 9000 относятся далеко не формально.
Подлинная сертификация является завершающим аккордом большой внутренней работы компании, официальным признанием высокого уровня корпоративной культуры, который достигается годами (3-5 лет), с использованием различных методик непрерывного совершенствования процессов (методики самооценки, TQM и т. д.).
Кроме того, стандарт имеет чрезвычайно общий характер. Это понятно, ведь он предназначен для всех видов бизнеса, от торговли хот-догами до производства ракет. Его слепое внедрение, без учета особенностей предметной области, погубило не одно предприятие, во всяком случае на Западе.
Процедура внедрения ПО – одна из самых критических, важных для любой компании, занимающейся ИТ. Именно здесь аккумулируется основное «ноу-хау» предприятия, его база знаний. План внедрения подобен уставу в армии. Он пишется кровью заказчиков и консультантов на дымящихся развалинах неудачных проектов. Это самый специализированный, критический процесс, который в конечном счете обусловливает успехи или неудачи компании на рынке.
Поэтому понятна настороженность, с которой к стандартам ISO 9000 относятся специалисты в сфере ИТ. Однако их симпатии и антипатии никого не волнуют. Практически все западные системы и их планы внедрения сертифицированы на соответствие ISO 9001:2000. А вот российские компании, работающие в этом сегменте бизнеса, пока не особенно торопятся последовать за своими зарубежными собратьями, отмечая в большинстве своем, что дело это, конечно, нужное, но не первоочередной важности.
А между тем в информации по тендерам все чаще и чаще встречается фраза: «Требуется сертификат серии ISO 9000». И большинство российских компаний оказываются чужими на этом ИТ-празднике.
Большая заслуга «1С» уже в том, что компания уделяет столько внимания разработкам планов и методологии внедрения своего продукта в сфере малого бизнеса. Создание такого рода методологии характерно для ERP-систем, предназначенных для среднего и крупного бизнеса – при автоматизации малых предприятий ею традиционно пренебрегали.
Сертификация ТСКФ на соответствие ISO 9001:2000 показывает, что, несмотря на прочное лидерство в своем сегменте рынка, «1С» не собирается почивать на лаврах и находится в процессе постоянного совершенствования. Характерно, что в методических материалах фирмы всегда уделялось большое внимание психологии заказчика (малый бизнес). Мне запомнился такой показательный пример (цитирую по памяти).
Типовые вопросы и ответы. Вопрос консультанту «1С»: «Почему так дорого берете за час (25 долларов)?» Предлагаемый вариант ответа: «И это дорого? Сколько за час берет репетитор английского языка вашего ребенка? Сколько вы отдадите за урок танцев или за поход к стоматологу? Почему наш консультант должен брать меньше?»
Убедительно, правда?
Продолжение в выпусках: #207