Letyshops

Самоучитель по созданию команды

Нэнси Фой

Для кого что

День ото дня компании тратят средства на создание команд. Группы озадаченных служащих отправляются созерцать пупок или играть в мотивационные игры.

Для одних компаний это – подмена открытого решения кадровых проблем.
Для других – мода.
Для большинства это – нечто Хорошее.

Большинству жертв «командостроения» не вполне ясно, зачем все это нужно, но они готовы посидеть так день-другой, лишь бы не возвращаться к рабочей рутине.

Команды ради интереса и выгоды

Команда не должна обходиться дорого, и ни к чему выбрасывать деньги на ветер. Хорошая команда – это инвестиция. Один из лучших способов создать команду – поставить нужных людей на нужные «роли» для реальной совместной работы. Дать им понимание этих ролей можно быстро и недорого, с помощью простых приемов самодиагностики.

Есть несколько способов помочь людям подумать о своем стиле или предпочтениях, а затем сравнить их мнения, чтобы они лучше друг друга понимали. Иногда пользуются анкетами Майерса-Бриггса, чтобы человек нашел свое место по шкале интровертов/экстравертов и деятелей/мыслителей. Мне нравится метод самооценки Белбина.

Д-р Мередит Белбин (Meredith Belbin) изучала в колледже менеджмента Henley поведение людей, которых объединяли в «синдикаты» для выполнения проектов, а проекты оценивали и присваивали им соответствующие места, измеряя успех команд. Было выявлено 8 типов ролей, которые играют члены групп. В командах-победителях обычно заполнены все имеющиеся роли.

Если говорить в нескольких словах, то вот какие роли выявила Белбин:

– председатель;
– планировщик;
– посредник;
– генератор идей;
– критик;
– исполнитель;
– староста;
– шлифовщик.

Роли – не типы личности, а лишь предпочтения людей, то, как им нравится работать, когда они выполняют общую задачу. Вы выбираете роль по себе, с учетом условий в группе или требований конкретного проекта.

А смысл?

Использование ролевых предпочтений при формировании команды дает ряд преимуществ:

– члены команды получают инструменты, нужные для достижения лучших результатов;
– это помогает им уважать людей с разными склонностями и способностями;
– лучше понимая друг друга, они могут эффективнее общаться;
– в результате они делают меньше дорогих ошибок;
– вместе с достижениями обычно растет и мотивация.

Как самостоятельно сформировать команду

Обращаться с этой целью к эксперту совсем не обязательно. Вот простые практичные шаги.

1. Поймите роли: многие уже встречались с ними в той или иной форме. Я включила список с описанием ролей в Инструмент № 1. Никаких фокусов. Просто предпочтения.

2. Поймите себя: каждый лидер также играет одну-две роли. Лидер – член команды, причем важный. Прежде всего оцените себя.

3. Будьте открыты: примените мой инструмент или чей-то еще, создайте свой, давая людям шанс выбрать, выказать предпочтения. Многие сразу скажут, какую роль предпочитают. Другим придется проработать анкету и удивиться результату. Главное, чтобы все знали оценки друг друга, – здесь хватит и старомодной таблицы на стене.

4. Ознакомившись с выбором друг друга, обсудите. Есть ли в команде дыры? Возможно, у вас пять генераторов идей и ни одного шлифовщика? Или за кулисами манипулирует «серый кардинал», у которого свои цели в проекте? Кто в команде захочет расставлять точки на i? У кого хранится парацетамол?

5. Основной принцип мероприятия – чтобы никто не играл втихую. Люди должны сделать работу, и сделать ее хорошо. Все, что нужно, – дать членам команды шанс лучше узнать друг друга и применить эти знания для улучшения их совместной работы.

Литература

Работа самой д-ра Белбин издана в сборнике 'Management Teams: Why They Succeed or Fail (Heinemann, 1981). Здесь собрано большинство подробных работ по теме, написанных довольно научным языком.

Моя книга 'Empowering People at Work', опубликованная издательством Gower в 1997 году в бумажном переплете, содержит массу информации по инструментам создания команд и больше подробностей о том, как работают команды. Хотя книга основана на работе Белбин о ролях в команде, стиль гораздо доступнее, чем у первоисточника. (Книгу можно приобрести у автора по цене 17 фунтов стерлингов, включая пересылку по Великобритании.)

Книга Джона Эдера (John Adair) Effective Teambuilding опубликована Gower в 1986 году, а в 1987 году издательство Pan выпустило ее в бумажном переплете. Эдер, специалист по проблемам лидерства, создал модель «Три Круга»: Задача, Команда и Личность.

В книге «Gower Handbook of Teamworking» (редактор Роджер Стюарт, 2000 год) есть полезный раздел о командах и технологиях и ряд практических советов по обучению, мотивации и управлению командами, в том числе глава о приемах Белбин по командным ролям.


Нэнси Фой – консультант по общению служащих, имеет обширную корпоративную клиентуру, автор книг «Empowering People at Work», «The Yin and Yang of Organisations» и «The IBM World». Руководит работой небольшого издательства и букинистического магазина Atholl Browse в городе Блэр-Атолл, графство Пертшир.

 

 

Реклама: