Управление ростом в крупных российских корпорациях: создаются ли в России "великие" компании?
Недавно на русский язык был переведен бестселлер по управлению – книга американца Джима Коллинза «От хорошего к великому». В ней опубликованы результаты исследования управления в 11 компаниях, доходность по акциям которых 15 лет подряд была ниже или на уровне среднего рыночного значения, а затем на протяжении 15 лет превышали его не менее чем в три раза. Автор описывает, как управляются эти компании и какой философии придерживаются их руководители. Идеи этой книги натолкнули нас на вопрос: а создаются ли в России великие компании? Мы попытались найти ответ на него, используя свой опыт консультационной практики и результаты исследования управления «Менеджмент роста», которое мы провели в 2001 году в успешных российских промышленных компаниях. В течение последних лет руководители успешных компаний решали две ключевые управленческие задачи. Первая – создание эффективной системы оперативного управления. Сюда входят налаживание каналов сбыта, создание внутренней системы мотивации, внедрение процедур регулярного менеджмента, разделение функций менеджера и собственника и т.д. В большинстве успешных компаний эта задача в основном решена. Что касается второй – определения долгосрочной стратегии и модели роста, – то здесь дело обстоит иначе. На наш взгляд, крупные российские корпорации пока находятся в стадии поиска своего места в этом мире и не сформулировали долгосрочную стратегию. Коллинз в качестве одной из отличительных черт компаний, сумевших совершить переход от хорошего к великому, выделил «умение смотреть суровым фактам в лицо». В чем же заключаются эти суровые факты для крупных российских компаний? На наш взгляд, их два. Первый состоит в том, что в ближайшее время всем им придется столкнуться с жесткой конкуренцией со стороны транснациональных компаний. Второй факт: почти все российские корпорации в десятки раз меньше своих мировых конкурентов. Для руководителей крупных российских компаний эти факты очевидны. Но умение смотреть суровым фактам в лицо подразумевает способность правильно их интерпретировать и делать выводы, важные для стратегии своей организации. Значение этих фактов и их последствия для компании зависят в первую очередь от того, как видят руководители ее будущее, ее долгосрочные цели. Все фирмы, сумевшие осуществить переход «от хорошего к великому», формулируя долгосрочные цели и стратегию, задавались вопросом: «Что мы можем делать лучше всех в мире?». В российских корпорациях такой вопрос практически не ставится. Большая их часть определяет задачи в рамках лидерства на национальном рынке. Иногда формулировка несколько меняется и звучит так: «На каком рынке мы можем войти в тройку или пятерку мировых лидеров?». Но – не более того. |
[1][2] | следующая>> | |
[вид для печати] | ||
© ИКФ "АЛЬТ" |