Softool 2002: Аналитический НЕобзор
Пищиков С. В.
Директор по консалтингу компании «Ш.ЭЙР-С»
Navision, MRP, ERP
Вход в павильон Softtool подобно крылатым ассирийским быкам охраняли две серебристые машины, символизирующие системы Attain и Ахарta. Эти сверкающие «серебряные тельцы» стали наглядной демонстрацией возросшей финансовой мощи компании Navision, пару месяцев назад влившейся в дружную семью Microsoft.
Надо признать, что за последнее время системы Navision, о которых еще сравнительно недавно знало лишь ограниченное число специалистов, стали известны буквально всем. Что же, продвигать свои продукты в Microsoft всегда умели. В течение целого дня в конференц-зале выставки одни ораторы сменяли других. Это был «День Microsoft Business Solutions» (новое название Navision после объединения). Представители Центров решений Navision популярно объясняли гостям, что именно системы Attain и Ахарta (в зависимости от размеров бизнеса) сделают бизнес гораздо более эффективным и современным.
Компания МАГ КОНСАЛТИНГ – сертифицированный Центр решений Navision.
Год основания: 1996.
Численность персонала: 40 специалистов.
Продукт: Microsoft Navision Axapta, SunSystems.
Платформа: MS SQL Server, Oracle.
Стоимость лицензии: 1100-2000 долларов за рабочее место (в зависимости от
конфигурации и количества лицензий).
Клиент: средние, крупные предприятия.
Потребитель в компании: высший и средний менеджмент, бухгалтерия… В общем
случае – фактически все предприятие. Иногда заказчиком выступает
подразделение крупной компании, которое и становится потребителем (отдел
логистики, например).
Продукт, инновации: постановка системы управления и управленческого учета.
Это любимый «конек» компании.
Стратегическая цель: популяризация и продвижение передовых методик
управления бизнесом, международных стандартов финансовой отчетности.
Представителей этой быстрорастущей компании я «отловил» после их выступления на упомянутой конференции «День Microsoft Business Solutions». По их словам, одна из задач фирмы заключается в создании своего потребителя, заказчика. Компания участвует в работе Экспертно-консультативного совета по управленческому учету при Минэкономразвития РФ, проводит учебные семинары и регулярно выступает генеральным спонсором конференции «ИТ Стратегия». Кредо МАГов: «Не приступать к внедрению, пока не решены вопросы управленческого учета».
Что думают поставщики российских ERP-систем о быстрой экспансии продуктов Navision? Этот вопрос я задал представителям двух известных на рынке корпораций (однажды пытавшихся даже слиться в одну): «Паруса» и «Галактики». К приведенным ниже ответам прошу отнестись со снисхождением и учесть, что отдельный менеджер, даже и на стенде выставки, не всегда в полной мере является выразителем точки зрения фирмы.
«Парус» в лице некого решительного менеджера никак не прокомментировал возросшую популярность Аксапты. Он ее просто не замечает. «Красивые машинки, но чересчур блестят», – ядовито отметил молодой человек. По поводу функциональности системы «Парус» он же туманно добавил: «У нас такая функциональность, что ого-го. Ни в какие ERP не влезет». Вроде как посоветовал: «Не заморачивайся умными словечками, дружище». На вопрос о конкурентах юноша, недолго поразмыслив, заявил, что у «Паруса», пожалуй, конкурентов нет. В качестве аргумента был выдвинут довод о 20-процентном росте продаж за некий отчетный период. Логично.
«Галактика». Мне почему-то казалось, что корпорация давно внедряет отраслевые производственные решения. Тем не менее, только на этом Softtool «Галактика» анонсировала законченный модуль «Производство», в котором реализована концепция MRPII. В течение прошлого года были проведены пробные бета-внедрения этого модуля. Теперь «Галактика» по праву считается членом семьи ERP-систем.
Компания отдала дань и управленческим запросам информационного рынка. На выставке можно было познакомиться с «Информационной системой руководителя». Система ориентирована на руководителей предприятий, холдингов, корпораций и поддерживает деятельность топ-менеджеров, обеспечивая их эффективной информационной технологией для решения задач управления деятельностью предприятия.
Экспансия Navision не кажется представителям корпорации способной изменить рыночную коньюктуру. Впрочем, я лично знаю уже две компании, где именно «Галактику» меняют на Attain и Axapta. Это не означает безоговорочного преимущества одной системы над другой, но, возможно, подтверждает, что по цене (около 1200 долларов за рабочее место) и функциональности системы вполне сравнимы.
«ТБ.Корпорация». Молодая, но очень технологичная и перспективная отечественная система. «ТБ.Корпорация» ориентирована на руководителей предприятия всех уровней. Одна из немногих отечественных систем, разработанная на основе технологии бизнес-процессов, отражающих деятельность всей компании в единой информационной базе документов. Так как система процессно-ориентирована, в ней очень легко моделировать функционально-стоимостной учет затрат; есть средства оптимизации бизнес процессов, средства имитационного моделирования. Стоимость рабочего места значительно ниже, чем у других российских ERP-систем и составляет 400-600 долларов. Недостаток один и, как это часто бывает, он является продолжением достоинств. Молодость. Система не успела обрасти функциональностью, что происходит только в результате крупных внедрений. SAP наращивала потенциал R3, дорабатывая модули почти три десятка лет, в процессе автоматизации крупнейших корпораций мира. «Галактика» – порядка десяти, в основном на российском рынке.
«Если бы молодость знала, если бы старость могла». Хочется верить , что эту систему ждет большое будущее. Она этого заслуживает.
Менеджер по PR компании «Интеллект-Сервис» Ольга Слободянюк, любезно предоставила ответы на мои вопросы в письменном виде.
Программный продукт: «БЭСТ-ПРО» – система управления предприятием класса
MRP II.
Год создания: 1990.
Год выхода на рынок системы «БЭСТ-ПРО»: 1998.
Клиент (сегмент рынка): малые и средние предприятия.
Определение: «Организации с оборотом более 5 миллионов долларов в год и
насчитывающие более 100 компьютеров в локальной сети, по нашей корпоративной
классификации, считаются крупными и не являются «нашей аудиторией».
Предприятия, имеющие компьютерную сеть с количеством мест от 10 до 100,
классифицируются нами как средние. В качестве оптимального программного
решения для этого круга потенциальных клиентов мы предлагаем систему
управления предприятием «БЭСТ-ПРО».
И, наконец, предприятия с компьютерной сетью до 10 рабочих мест, согласно
классификации, принятой в компании «Интеллект-Сервис», относятся к малым. На
представителей этой рыночной ниши ориентированы комплексная бухгалтерская и
торгово-складская система «БЭСТ-4», новый, готовящийся к выходу программный
продукт «БЭСТ-5», развивающий возможности программного комплекса «БЭСТ-4» и
система управления малым предприятием «БЭСТ-ОФИС» (адресованная
предприятиям, где количество рабочих мест не более 3-х)».
Продукты, инновации: «Мы выпускаем функционально насыщенные и в тоже время
экономичные программные комплексы, не предъявляющие высоких требований к
ресурсам вычислительной техники. Наша компания одной из первых в России
обратилась к лучшему мировому опыту, накопленному в области менеджмента,
выпустив на рынок программный продукт, реализующий концепцию MRPII и
программный продукт, автоматизирующий все стадии бюджетного управления».
Конкуренты: «Если говорить о системе «БЭСТ-ПРО», то ее конкуренты – это
российские программные комплексы, включающие в себя функциональные блоки по
управлению производством».
Стратегические планы: «Что касается стратегических планов создания и
развития программных продуктов, то большая часть из них связана с созданием
новых решений на новой программной платформе, предназначенной для создания
прикладных приложений, интеграции приложений в единое информационное
пространство для построения корпоративных управленческих систем. Главные
характеристики этой платформы – трехзвенная архитектура, работа в локальных
и глобальных сетях (Интернет), работа на низкоскоростных каналах, работа с
промышленными СУБД и т. д. «Информа» – средство разработки и исполнения
аналитических приложений, а также средство управления хранилищами данных
(OLAP клиент). Первым приложением, созданным на базе этой новой платформы,
является система, автоматизирующая управление финансами и процесс
бюджетирования».
Отношение к ISO 9000: «В целом, компания «Интеллект-Сервис» относится к
данной сертификации положительно. В то же время любая сертификация
предполагает жесткое соответствие некоей совокупности инструкций и правил.
Если же вспомнить российские экономические реалии – в первую очередь, частые
изменения законодательной базы, то первоочередная задача любого российского
разработчика программных продуктов – дать предприятию-пользователю механизмы
и средства, не загоняющие его в какие-то жесткие рамки, а помогающие выжить
и успешно развивать свой бизнес».
Отношение к Navision: «Мы с уважением относимся к тому потенциалу, которым
обладают программные продукты линейки Navision: Navision Axapta и Navision
Attain. Но так как системы серии «БЭСТ» и эти системы ориентированы на
разные группы потенциальных клиентов и выступают в разных «ценовых
категориях», то компания «Интеллект-Сервис» не рассматривает их в качестве
своих конкурентов».
По-моему, сказывается явная недооценка стратегического гения Microsoft.
Если Axapta лимитирована снизу 1000 долларов, то Attain стоит поменьше и
вполне может дорогу перебежать «БЭСТ».
Выводы
Итак, рынок ERP-систем в целом довольно консервативен. Каждая компания наращивает мощь своих продуктов. Увеличивает ее функциональность. Однако и на этом рынке заметны явные тенденции создания управленческих программ или модулей в составе комплексных продуктов.
Стандарты серии ISO 9000 пока не прижились на российском рынке, но я полагаю, к следующему Softtool ситуация должна измениться.
Решения Microsoft Business Solutions российские поставщики ERP-систем
реальными конкурентами не считают, и, по-моему, напрасно. Они почему-то
устойчиво ассоциируют стоимость Attain и Axapta с ценовым уровнем R3. Кто-то
верит в 3000 с лишним долларов, кто-то – в 4000. Когда называешь им число
«1000» ,на стендах начинается паника. «Бойтесь данайцев, дары приносящих».
Navision – троянский конь Microsoft.