Управление заказами и ТМЗ на практике
Нэнси Бартелс
ответственный редактор «Alchemy»
Начало в выпусках: #206
Садовый поставщик
Jiffy Products of America принадлежит закрытому акционерному обществу из Норвегии. Компания производит и продает специализированную продукцию, необходимую как профессиональным садоводам, так и любителям. Размеры фирмы не велики: по всему миру у нее чуть больше тысячи работников. Североамериканский центр находится в городе Батавия, штат Иллинойс, а производством и отправкой занимаются в Нью-Брансвике (Канада). Управление заказами и ТМЗ здесь тоже взяли на себя.
«Управление заказами и запасами – это наш хлеб, – говорит Алан Ли (Alan Lee), управляющий операционными системами Jiffy. – Если бы мы этого не умели, нам пришлось бы худо, потому что наш бизнес – сезонный. Мы делаем около 75% годового объема за 4 месяца, с ноября по февраль. В розничной торговле мы избегаем невыполненных заказов: можно нарваться на штраф. С профессиональными садовниками и того хуже, ведь они имеют дело с живыми растениями. Если клиент получает партию черенков из Южной Америки, ему нужно вставить в черенки таблетки Jiffy, иначе они погибнут, и на все про все у нас только три дня».
Еще в 1994 году систему управления запасами в Jiffy представляли всего две дамы: агент по закупкам и контролер запасов. Они сидели за одним столом, напротив друг друга, обменивались карточками и сверяли таблицы. Потом перепроверяли их, проходя по складу. Понятное дело, нужны были улучшения.
Jiffy решила приобрести систему планирования ресурсов предприятия (ERP) от Exact Software. Компания установила все модули (кроме материального планирования): ТМЗ, счета, главную книгу, дебиторы и кредиторы, ввод заказов, закупку. Итог – гораздо более четкое понимание всех затрат.
«Большинство фирм даже не знают, во что им обходятся ТМЗ, – говорит Ли. – Мы превратили это в точную науку и теперь знаем стоимость страховки, складирования, транспортировки, знаем, каковы накладные расходы на хранение и т. д.».
Однако эти выгоды – лишь начало. Ли говорит, что благодаря системе складской персонал Jiffy не меняется уже больше 10 лет. Точность поставок достигает 98%. Клиенты могут получить самую последнюю информацию о заказах, даже в период перевозки.
Ли продолжает: «В плане управления движением денежных средств это просто феноменально: мы точно знаем, на сколько долларов у нас хранится ТМЗ в любой момент, что для нас очень важно. Можно обслуживать клиентов на высоком уровне, и мы лучше видим наши финансы».
Система также дает Jiffy лучший контроль над запасами, отмечает Ли. «Она помогает лучше общаться с фабрикой. Например, смотрю на запасы и вижу: заканчиваются торфяные брикеты № 230. Смотрю историю продаж: каждый декабрь я продаю 1000 ящиков. А осталось 200. Пора семафорить на фабрику. Это довольно важная часть нашего бизнеса».
Соответствие клиентского спроса и продукции
Три таких разных компании, разные конфигурации цепочки снабжения и комплексы проблем, но стратегическое решение одно: идти вперед постепенно, чтобы клиентский спрос и наличие товара находились в полном соответствии друг с другом. Чтобы важнейшая информация беспрепятственно попадала туда, где она нужна, и чтобы продукт был виден в любой точке пути. И проще было анализировать реальные затраты и преимущества.
Это тропа, на которой станет теснее, когда экономическое давление толкнет на нее еще больше компаний. Если они захотят выжить.