Отчетность корпораций и финансовая теория
Лытнев О. Н.
3. Активы или имущество?
В двух предыдущих статьях довольно подробно рассматривались проблемы, возникающие при использовании бухгалтерских данных для составления финансовой отчетности. Суть этих проблем заключается в следующем: бухгалтерский учет монополизировал право на информирование инвесторов о финансовых аспектах работы корпорации, не будучи предназначенным для решения главной задачи инвесторов – прогнозирования будущих денежных потоков корпорации.
В результате бухгалтерские данные, оставаясь практически бесполезными для оценки стоимости корпоративных ценных бумаг, еще и ухудшают свое качество как источник информации для определения текущей платежеспособности компании.
Широкое применение в бухгалтерском учете механизма калькулирования исторических издержек применительно к различным материальным и нематериальным объектам (определение «фактической» себестоимости запасов сырья, НЗП, готовой продукции, объектов основных средств, финансовых инструментов, деловой репутации и других нематериальных активов) превратило его из инструмента измерения в инструмент анализа. Причем решающую роль в этом инструменте играют уже не объективные данные, а мнение бухгалтера, менеджера или аудитора.
Плохо не то, что инвестору предлагается широкий ассортимент аналитических выводов, а то, что результаты анализа беспорядочно перемешиваются с результатами измерений. Было бы лучше, если бы эти два вида информации «подавались» раздельно.
Предложенные в упомянутых статьях способы решения проблем, на мой взгляд, вполне достаточны для повышения качества финансовой отчетности (в ее «бухгалтерской» части). Однако по мере разработки общетеоретического финансового подхода к содержанию корпоративных отчетов, выявились слабости и логическая незавершенность аргументации, использованной в первых статьях. Прежде всего это касается основополагающей концепции активов корпорации.
В статьях был сохранен традиционный бухгалтерский подход, при котором под активами понимается левая часть бухгалтерского баланса, иными словами – перечень имущества предприятия. Хотя теория бухгалтерского учета давно уже признала, что активы это не прошлые затраты, а будущие доходы предприятия, на практике стоимость активов (определяемая по сумме затрат на приобретение объекта) по-прежнему привязывается к некоему материальному (реже – нематериальному) объекту, имеющемуся у предприятия.
В данном случае возражение вызывает не способ оценки подобного «актива» – это отдельный вопрос. Речь идет о концептуальном подходе: актив – это имущество корпорации или что-то другое? Может ли имущество само по себе приносить доходы в будущем? Если да, то каким образом оно будет это делать? Как быть с активами, не отраженными в бухгалтерском балансе, например с квалификацией рабочих или гениальной бизнес-идеей в голове менеджера?
Известно, что когда Билл Гейтс впервые летел на встречу с будущими
инвесторами новой компании «Майкрософт», практически единственным реальным
ее активом был исходный текст языка программирования «Бейсик», умещавшийся
на нескольких страницах. Но даже этих нескольких листков бумаги у Гейтса с
собой не было – он помнил текст программы наизусть. Трудно представить
последующее развитие компьютерной индустрии в мире, если бы потенциальные
инвесторы Гейтса ограничились лишь изучением бухгалтерского баланса его
компании.
Денежные потоки в будущем
Экономическая практика ставит немало подобных проблем перед теорией бухгалтерского учета, поэтому стандарты отчетности день ото дня пухнут от вносимых в них дополнений и разъяснений по поводу особенностей учета различных активов. Оказывается, для обладания активом предприятию необязательно иметь юридическое право на него (в случае аренды); отдельные виды активов должны учитываться по историческим затратам, а другие – по справедливой продажной стоимости; сумма переоценки одних активов может включаться в прибыль, а других нет, и т. д. и т. п.
Этот процесс будет продолжаться бесконечно, пока теория бухгалтерского учета не признает очевидный факт: в бухгалтерском балансе отражаются не активы предприятия, а его имущество. Активами (реальными источниками будущих доходов) являются инвестиционные возможности компании, как правило, облеченные в форму инвестиционных проектов, по которым имеются прогнозы будущих денежных потоков.
Для реализации этих проектов (использования активов) предприятию может понадобиться то либо иное материальное или нематериальное имущество, которое закупается, если инвесторы предоставляют необходимый капитал.
Физическая форма, потребительские характеристики, технические параметры этого имущества не имеют ничего общего с финансовыми целями инвесторов – последние просто хотят стать богаче. Они могут ничего не понимать в разработке программного обеспечения или способах его продажи.
Инвесторы не собираются заниматься изучением этих вопросов, так как за них это должны делать менеджеры, которым инвесторы предоставляют капитал. Причем он передается менеджерам не с целью закупки конкретной компьютерной системы или найма конкретного программиста, а для реализации проекта в целом, для получения денежных доходов от этого проекта. Какую конкретно систему приобрести, какого программиста нанять, должен решать менеджмент корпорации, сопоставляя цели проекта со способами их достижения.
В соответствии с финансовой теорией стоимость активов – это дисконтированная сумма денежных потоков, которые будут получены от использования активов в будущем. Это в конечном счете определяет стоимость долгосрочного капитала предприятия. Таким образом, знание реальной ценности активов означает для инвестора знание рыночной стоимости ценных бумаг корпорации.
Очевидно, что в данном рассуждении под стоимостью активов понимается отнюдь не цифра, отраженная в бухгалтерском балансе. Никто этому не удивляется, и никто не ожидает узнать из баланса рыночную стоимость капитала предприятия. Но почему-то все продолжают считать, что в левой части этого документа отражаются именно активы и ни что иное.
Набор из зданий, оборудования, запасов и дебиторской задолженности (как и каждый из этих объектов в отдельности) еще не является активом. Наоборот, в неумелых руках он очень быстро превратится в громадный пассив: одни имущественные налоги, расходы на охрану и поддержание хотя бы внешнего вида этого «богатства» могут буквально за год разорить любого миллионера. При этом состав данных «активов» (подбор офисной мебели или структура складских запасов) может в точности соответствовать составу имущества самой преуспевающей компании.
Четкое разделение понятий «активы» и «имущество» позволяет более точно сформулировать основные требования и определить границы возможностей для каждого финансового отчета в отдельности.