Letyshops

Отчетность корпораций и финансовая теория

Для многих идея включения в состав финансовой отчетности чуть ли не полного бюджета капиталовложений корпорации может показаться просто абсурдной, однако нельзя не видеть и аргументов в ее пользу. Увеличение рыночной капитализации корпорации является главной целью менеджмента, поэтому отчитываться менеджеры должны прежде всего о том, как им удается ее достичь.

В бухгалтерских отчетах внимание фокусируется не на цели корпорации, а на ключевом ограничении ее деятельности. При всей важности его соблюдения следует признать, что первичной является все-таки цель, а не ограничения на пути к ее достижению. Что толку инвесторам от того, что компания обладает солидным запасом финансовой прочности, если она не имеет никакой инвестиционной стратегии и потому ее будущее весьма туманно?

В предыдущем разделе статьи приводился пример из жизни корпорации «Майкрософт». В начале 80-х годов прошлого века она только зарождалась, и реальная стоимость ее инвестиционных возможностей была значительно выше стоимости ее имущества. В начале XXI века ситуация кардинально изменилась: теперь это очень солидная компания, осенью 2003 года только остатки свободных денежных средств и их эквивалентов составляли у нее около 40 млрд. долларов. Тем не менее вместо умопомрачительного роста курса ее акций, который наблюдался и в 80-х и в 90-х годах, в 2002 году рыночная капитализация «Майкрософт» примерно вдвое ниже той, что была у нее в 2000 году.

Аналогичная картина наблюдается у другого компьютерного феномена – корпорации «Интел». Инвесторы не очень-то ценят респектабельность компаний и солидность их бухгалтерских балансов. Инвесторы смотрят в будущее. Почему же финансовые отчеты не должны помогать им в этом? Для финансовой теории такого вопроса уже не существует: сегодняшнюю стоимость ценных бумаг корпорации определяют ее будущие доходы. Видимо, пришло время приводить корпоративную практику в соответствие с фундаментальными положениями теории.

Чрезмерное раскрытие внутренней информации может повредить конкурентоспособности компании, сделать доступными ее коммерческие секреты. Вряд ли в теоретической статье можно выработать всеохватывающие рекомендации по предотвращению столь нежелательных последствий. Но стоит обратить внимание и на другой аспект данной проблемы: для акционеров конкурирующих компаний существует возможность диверсификации своих инвестиций, поэтому они могут одновременно являться хозяевами обоих конкурентов.

Ничто не мешает акционеру «Кока-Кола» купить долю в ее заклятом конкуренте «Пепси» и решить тем самым для себя задачу определения лидера в этой борьбе гигантов. Требование раскрытия информации об инвестиционной стратегии вряд ли понудит руководство «Колы» рассекретить химическую формулу своей продукции.

Но все ли, что менеджмент считает коммерческой тайной, действительно является таковой? Это большой вопрос: подробности банкротства «Энрон», «УорлдКом», «Адельфи» показывают, что многие корпоративные секреты на самом деле являлись личными тайнами высших менеджеров и представляли ценность скорее для следственных органов, чем для конкурентов. Это еще один (и немаловажный) довод в пользу более глубокого раскрытия информации об инвестиционной стратегии корпораций.

[1][2] следующая>>
[вид для печати]
© Лытнев О. Н.

 

 

Реклама: