Letyshops

Банкротство ГУПов: технология, практика и последние тенденции

Вступивший в силу 2 декабря 2002 г. Федеральный закон РФ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от 14.11.02 г. № 161-ФЗ ввел ограничения в деятельность ГУПов.

Во-первых, в нем четко прописывается, что руководитель унитарного предприятия назначается на должность собственником имущества.

Кроме того, назначенный руководитель унитарного предприятия не может быть учредителем или участником другого юридического лица, занимать должности и заниматься другой оплачиваемой деятельностью в государственных органах, органах местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организациях, заниматься предпринимательской деятельностью, быть единоличным исполнительным органом или членом коллегиального исполнительного органа коммерческой организации, за исключением случаев, если участие в органах коммерческой организации входит в должностные обязанности данного руководителя. Наконец, он не может принимать участие в забастовках.

Все, чем руководителю ГУПа разрешается заниматься дополнительно, – это преподавательская, научная и иная творческая деятельность.

Практика показывает, что руководители ГУПов занимали руководящие должности в других организациях, зачастую в тех, через которые предприятие вело свои операции, и тем самым контролировали финансовые потоки и образование кредиторской задолженности.

Во-вторых, закон накладывает некоторые ограничения на распоряжение имуществом предприятия. ГУП не может продавать принадлежащее ему недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственного общества или товарищества или иным образом распоряжаться таким имуществом без согласия собственника имущества.

Кроме того, согласие собственника должно быть получено на совершение сделок, связанных с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, с иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, заключением договора простого товарищества, а также на совершение крупной сделки. Причем для ГУПа крупной считается сделка (или несколько взаимосвязанных сделок), связанная с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения им прямо либо косвенно имущества, стоимость которого составляет более 10 % уставного фонда предприятия или более чем в 50 тыс. раз превышает установленный федеральным законом минимальный размер оплаты труда.

Ранее все эти договоры использовались для так называемого вывода ликвидных активов. Теперь же процесс «реструктуризации» ГУПа осложнился.

Для решения проблем с переоформлением прав собственности на активы можно выбрать уже изученный путь – инициирование контролируемого банкротства предприятия. Хотя здесь тоже не все так просто.

Закон о ГУПах запрещает создание дочерних предприятий. Те же, что были открыты ранее, подлежат реорганизации в форме присоединения к создавшим их унитарным предприятиям. А если на «материнском» предприятии возбуждена процедура конкурсного производства? В этом случае, возможно, вполне благополучное дочернее предприятие должно попасть в конкурсную массу. Парадокс!

На практике же предприятия, попав в такую ситуацию, пытаются ее разрешить, посылая запросы и ходатайства в Минимущества РФ с просьбой позволить дочерним предприятиям стать «независимыми» ГУПами.

Но, несмотря на все трудности, банкротство ГУПов является возможным.

<<предыдущая [1][2][3] следующая>>
[вид для печати]
© ИКГ РОЭЛ Консалтинг

 

 

Реклама: