Банкротство ГУПов: технология, практика и последние тенденции
В. Ю. Пронюшкина, Г. М. Финкельштейн
ИКГ «РОЭЛ Консалтинг»
Введение
Значительная часть предприятий, находящихся в государственной собственности и относящихся к малому и среднему бизнесу, управляется неэффективно. Это приводит к росту задолженностей по обязательным платежам (налогам и сборам), электроэнергии, газу и т. п., по заработной плате.
Изменить ситуацию к лучшему можно, если у предприятия появляется заинтересованный собственник, имеющий возможность глубоко и целенаправленно им заниматься. Основной механизм смены собственника, применяемый государством, – это приватизация. Хотя зачастую используется и банкротство.
Механизм банкротства акционерных обществ апробирован многими. А вот особенности деятельности ГУПов накладывают особенности и на их банкротство.
Основные моменты законодательства, регламентирующего деятельность ГУПов
Вступивший в силу 2 декабря 2002 г. Федеральный закон РФ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от 14.11.02 г. № 161-ФЗ ввел ограничения в деятельность ГУПов.
Во-первых, в нем четко прописывается, что руководитель унитарного предприятия назначается на должность собственником имущества.
Кроме того, назначенный руководитель унитарного предприятия не может быть учредителем или участником другого юридического лица, занимать должности и заниматься другой оплачиваемой деятельностью в государственных органах, органах местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организациях, заниматься предпринимательской деятельностью, быть единоличным исполнительным органом или членом коллегиального исполнительного органа коммерческой организации, за исключением случаев, если участие в органах коммерческой организации входит в должностные обязанности данного руководителя. Наконец, он не может принимать участие в забастовках.
Все, чем руководителю ГУПа разрешается заниматься дополнительно, – это преподавательская, научная и иная творческая деятельность.
Практика показывает, что руководители ГУПов занимали руководящие должности в других организациях, зачастую в тех, через которые предприятие вело свои операции, и тем самым контролировали финансовые потоки и образование кредиторской задолженности.
Во-вторых, закон накладывает некоторые ограничения на распоряжение имуществом предприятия. ГУП не может продавать принадлежащее ему недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственного общества или товарищества или иным образом распоряжаться таким имуществом без согласия собственника имущества.
Кроме того, согласие собственника должно быть получено на совершение сделок, связанных с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, с иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, заключением договора простого товарищества, а также на совершение крупной сделки. Причем для ГУПа крупной считается сделка (или несколько взаимосвязанных сделок), связанная с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения им прямо либо косвенно имущества, стоимость которого составляет более 10 % уставного фонда предприятия или более чем в 50 тыс. раз превышает установленный федеральным законом минимальный размер оплаты труда.
Ранее все эти договоры использовались для так называемого вывода ликвидных активов. Теперь же процесс «реструктуризации» ГУПа осложнился.
Для решения проблем с переоформлением прав собственности на активы можно выбрать уже изученный путь – инициирование контролируемого банкротства предприятия. Хотя здесь тоже не все так просто.
Закон о ГУПах запрещает создание дочерних предприятий. Те же, что были открыты ранее, подлежат реорганизации в форме присоединения к создавшим их унитарным предприятиям. А если на «материнском» предприятии возбуждена процедура конкурсного производства? В этом случае, возможно, вполне благополучное дочернее предприятие должно попасть в конкурсную массу. Парадокс!
На практике же предприятия, попав в такую ситуацию, пытаются ее разрешить, посылая запросы и ходатайства в Минимущества РФ с просьбой позволить дочерним предприятиям стать «независимыми» ГУПами.
Но, несмотря на все трудности, банкротство ГУПов является возможным.
Законодательство, регламентирующее банкротство ГУПов
Порядок банкротства предприятий в России определяется Гражданским кодексом РФ (ст. 65) и соответствующими законами.
Самым первым стал Закон РФ от 19.11.92 г. № 3929-1 «О несостоятельности (банкротстве) предприятий». В нем была прописана возможность для органа, уполномоченного государством управлять имуществом предприятия, в составе которого имеется вклад государства не менее 50 %, внести предложение о проведении санации. В этом случае данный орган обязан был гарантировать удовлетворение имущественных требований всех кредиторов и возмещение арбитражных расходов.
Закон от 1992 г. перестал действовать с момента введения в действие Федерального закона от 08.01.98 г. № 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», за исключением продления процедур, введенных до 1 марта 1998 г. (в этом случае арбитражные суды должны были руководствоваться первым законом). В настоящее время еще существуют дела, производство по которым осуществляется по закону от 1992 г.
По второму закону юридическое лицо считалось неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) внести обязательные платежи, если соответствующие обязательства и (или) обязанности в совокупности составляли не менее 500 минимальных размеров оплаты труда и не были им исполнены в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения. Иные размер требований и сроки в которые обязательства не были погашены, предусмотрены позднее для предприятий естественных монополий топливно-энергетического комплекса.
По этим основаниям, которые имеются практически у любой организации, суд принимал заявления о признании предприятия несостоятельным, что привело к использованию процедуры банкротства как механизма для массового передела собственности.
Немного позднее вышел Федеральный закон от 24.06.99 г. № 122-ФЗ «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса». Он определял, что должник (субъект естественных монополий или организация топливно-энергетического комплекса) считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) внести обязательные платежи, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены организацией-должником в течение шести месяцев с момента наступления даты их исполнения и сумма кредиторской задолженности превышает балансовую стоимость имущества организации-должника, в том числе права требования.
Данный закон еще действует и признается утратившим силу только с 1 января 2005 г.
Продолжение в выпусках: #222