Банкротство ГУПов: технология, практика и последние тенденции
В. Ю. Пронюшкина, Г. М. Финкельштейн
ИКГ «РОЭЛ Консалтинг»
Начало в выпусках: #221
Законодательство, регламентирующее банкротство ГУПов
На сегодняшний день действует Федеральный закон от 26.10.02 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», вступивший в силу с 3 декабря 2002 г. (по истечении тридцати дней со дня официального опубликования). С этого момента закон от 1998 г. применим только для процедур, введенных в то время, когда он действовал. К правоотношениям же, возникшим с момента завершения процедуры банкротства, введенной до вступления в силу нового закона, применяются положения закона от 2002 г.. Исключением является открытие конкурсного производства после завершения процедуры банкротства, введенной по одному из предыдущих законов. В этом случае применяют нормы закона от 1998 г.
По новому закону инициирование процедуры банкротства немного усложнилось. Во-первых, минимальный размер задолженности, являющейся основанием для подачи заявления о признании должника банкротом, увеличился до 100 тыс. рублей.
Во-вторых, право на обращение в арбитражный суд возникает у конкурсного кредитора по истечении тридцати дней с даты направления (предъявления к исполнению) исполнительного документа в службу судебных приставов и его копии должнику. Право на обращение в арбитражный суд у уполномоченного органа по обязательным платежам возникает по истечении тридцати дней с той даты, когда было принято решение о взыскании задолженности за счет имущества.
Иными словами, для того чтобы можно было подать заявление о признании предприятия банкротом, необходимо пройти процедуру признания арбитражным судом факта существования задолженности и процедуру исполнительного производства.
Следующим интересным моментом в новом законе является обязательное наличие судебного акта с указанием состава и размера кредиторской задолженности для включения ее в реестр кредиторов. Это снимает ответственность с арбитражного управляющего, но заметно добавляет работы судам в отношении предприятий, которые имеют широкую базу поставщиков или в свое время часто прибегали к бартерным схемам, оставляющим за собой большое количество кредиторских задолженностей на мелкие суммы.
Здесь можно дать только одну рекомендацию для должника, арбитражного управляющего и суда – списывать такую задолженность до подачи заявления о признании должника банкротом (как правило, в общем объеме она не превышает 2 %).
Существенным отличием от предыдущих законов является возможность для собственника имущества оказывать влияние на ход процедуры банкротства.
Прежде всего он может обратиться к первому собранию кредиторов и в арбитражный суд с ходатайством о введении финансового оздоровления. При этом он предоставляет соответствующие гарантии погашения кредиторской задолженности или же в любое время вправе удовлетворить все требования кредиторов с целью прекращения производства по делу.
Кроме того, продажу предприятия или замещение активов должника путем создания на базе его имущества ОАО можно включить в план внешнего управления на основании решения собственника имущества.
Наконец, все имущество ГУПа, подлежащее продаже, представляется оценщиком в денежном выражении. При этом выдается заключение государственного финансового контрольного органа по проведению оценки, что является дополнительной гарантией ее независимости.
Короче
говоря, арбитражный управляющий ориентируется теперь не только на решения
собрания или комитета кредиторов, но и на мнение собственника имущества.
Основные причины и инициаторы банкротства ГУПов
Как показывает практика, механизм банкротства в отношении ГУПов используется в основном для того, чтобы очистить предприятие от кредиторской задолженности или переоформить права собственности на активы. Заказчиком в первом случае является само государство, во втором – потенциальный покупатель, то есть будущий хозяин предприятия.
Положительным моментом при проведении процедуры банкротства в интересах государства является то, что легко получить его согласие на реализацию части активов или всего предприятия в целом (это требуется при внешнем управлении или конкурсном производстве). Таким образом собственник имущества может влиять на проведение процедуры банкротства.
В зависимости от причин банкротства его «заказчиком» и инициаторами могут быть разные лица.
По закону «О несостоятельности (банкротстве)» от 2002 г. заявление о признании предприятия банкротом могут подать должник, конкурсный кредитор и уполномоченные органы.
В случае очищения предприятия от кредиторской задолженности основными инициаторы – это как сам собственник, так и уполномоченный орган, представляющий интересы кредитора по задолженности по обязательным платежам (налогам).
Собственник может инициировать процедуру банкротства, используя механизм добровольной ликвидации предприятия. По закону о ГУПах при ликвидации унитарного предприятия по решению собственника имущества – в случае его неспособности удовлетворить требования кредиторов в полном объеме – руководитель ГУПа или ликвидационная комиссия обязаны обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании предприятия банкротом.
Здесь надо отметить, что добровольная ликвидация предприятия случается довольно редко, так как собственник имущества, как правило, не готов принимать столь кардинальные решения. Чтобы добиться его согласия, необходимо заручиться поддержкой администрации и министерства (в ведомственном подчинении которого находится ГУП), предлагая новые рабочие места, стабильные налоговые платежи, оптимизацию социального климата, развитие предприятия и т. п.
Вторым инициатором банкротства в интересах государства может быть ФСФО – при условии, что налоговая инспекция, перед которой у предприятия есть задолженность, выдаст ФСФО доверенность. В этом случае также желательно иметь вышеуказанных союзников.
В случае переоформления прав собственности на активы предприятия или в целом на все предприятие «заказчик» банкротства может инициировать процедуру через кредиторов третьей очереди. Это опять же кредиторы по налоговым задолженностям, кредиторы-монополисты и прочие коммерческие кредиторы.
От лица налоговой задолженности заявителем может выступать как ФСФО (при выполнении упомянутых условий), так и сама налоговая инспекция.
Кредиторы по платежам за потребляемую электроэнергию, газ, воду, тепло (монополисты) стараются не инициировать банкротство своего абонента. Для них больше важны текущие платежи, чем вопросы собственности. Для взыскания своей дебиторской задолженности монополисты прибегают к исполнительному производству, а целостность предприятия их не волнует. При введении же процедуры банкротства они стараются как можно дольше ее продлить, с тем чтобы получить текущую абонентскую плату. Инициировать процедуру банкротства монополисты могут только при большой заинтересованности.
Прочих коммерческих кредиторов можно разделить на тех, перед кем есть задолженность по обычной хозяйственной деятельности и тех, перед кем имеется подконтрольная задолженность.
Кредиторы первой разновидности относятся к процедуре банкротства пассивно. Но их голоса могут оказаться решающими на собраниях кредиторов, поэтому целесообразнее проводить с ними переговорную работу, склоняя их на свою сторону или собирая доверенности.
Подконтрольная кредиторская задолженность чаще всего подвергается «нападкам» со стороны противников процедуры банкротства. Иски об оспаривании сделок, о признании их недействительными или ничтожными подают как недовольные кредиторы, так и прокуратура, защищающая интересы государства.
Для минимизации таких рисков необходимо тщательно оформлять документы по соответствующим сделкам (договоры, доверенности, акты, входящую и исходящую корреспонденцию, журнал ее регистрации, наличие передаваемых ценностей и т. п.), так как прокуратура имеет право запрашивать любую информацию, в том числе у ИМНС, подтверждающую прохождение денежных средств по счетам в банках и др.
При проведении процедур банкротства необходимо помнить, что окончательное решение всегда остается за судьей, сильное влияние на которого оказывает местная администрация.
На основании всего вышеизложенного можно сделать вывод, что процедура
банкротства – интересный, но нелегкий механизм по очищению предприятия от
задолженности и переоформлению прав собственности. Применяя его, необходимо
заранее продумывать каждый шаг, имея при этом за спиной административный
ресурс.