Российские компании на пути к выдающимся результатам
Стратегия: высчитанная или выстраданная? Для стратегии, выработанной изученными компаниями, Джим Коллинз ввел
специальный термин – "концепция ежа". Это простая концепция, дающая
согласованные ответы на три вопроса. Часто ли вам доводилось встречаться с таким подходом к выработке стратегии у российских компаний? Мне, например, не доводилось. Обычно стратегией фирмы является методически выстроенная умозрительная концепция, в которой вопрос "что вы особенно любите делать?" выглядит неуместным. Если же рассматривать стратегию как последовательность стратегических
выборов, в основу которых положено понимание уникальных позиции и рыночных
перспектив компании, то можно не просто обозначить определенные уровни
разработки и реализации стратегии, но и попытаться рассмотреть "концепцию ежа" в
данном контексте. Обозначим следующие уровни: – стратегические выборы не совершаются – стратегические решения не принимаются. Это стратегия отказа от стратегии, которой иногда еще любят похвалиться некоторые российские директора. Реактивное поведение и постепенный уход компании с рынка; – стратегические выборы совершаются непоследовательно. Как это ни странно, стратегия "метания из крайности в крайность" описана Коллинзом как типичная для ряда крупных и известных американских компаний из группы сравнения. Впрочем, российские компании таким поведением тоже не удивишь; – стратегические выборы последовательны, но не основываются на понимании уникальных позиции и перспектив компании. Это типичная ситуация с формальной стратегией: вроде бы все правильно, обоснованно, красиво, но при попытке реализовать ее на практике все получается по-другому. Компания упорно «не вписывается» в рамки заданных для нее стратегических планов; – стратегические выборы последовательны и основываются на рациональном понимании уникальных позиций и перспектив компании. Это правильная стратегия компании, основанная на четких и обоснованных стратегических выкладках и прогнозах; – стратегические выборы последовательны и основываются не только на рациональном понимании уникальных позиции и перспектив компании, но и на внутренней убежденности членов управленческой команды в их истинности. Это стратегия пятого уровня, которую можно рассматривать как аналог "концепции ежа". Факт появления такой стратегии может быть описан как "картинка сложилась". И дальше уже остается только переходить к реализации с трудом обретенной, но простой и красивой истины "концепции ежа". В этом отношении на вопрос-сомнение "А стоит ли так упорно (напомню, что на выработку "концепции ежа" у компаний уходило в среднем четыре года) добиваться стратегического результата пятого уровня?" следует ответить: "Стоит". Подчеркнем здесь следующие моменты: – основным гарантом того, что "концепция ежа" в итоге будет выработана,
является первое лицо компании, его непоколебимая решимость получить только
безусловно истинный результат; Хотелось бы отметить еще один важный аспект стратегической особенности компаний, совершивших переход от хорошего к великому: по сути все они осуществляли предпринимательскую стратегию, которую отличают выработка и реализация собственной предпринимательской идеи. Хотя отнести, например, Gillette или Philip Morris к типичным предпринимательским структурам весьма сложно. Несолидно как-то, хотя и успешно. Таким образом, стратегия, позволяющая достигнуть выдающихся результатов,
отличается сочетанием простоты и качественно нового понимания пути развития
компании. А обычная стратегия является сочетанием сложности и отсутствия
качественно нового понимания пути развития компании. |
Начало в выпусках: #230 | ||
Продолжение в следующем выпуске | ||
<<предыдущая | [1][2][3] | |
[вид для печати] | ||
© ИКФ "АЛЬТ" |