Постановка бюджетирования в компаниях: основные аспекты и проблемы
Зачем нужен общий (основной) бюджет компании? Согласно глоссарию управленческого учета, о котором говорилось выше, бюджет (budget) – это информация о планируемых или ожидаемых доходах, расходах, активах и обязательствах. Бюджет представляет собой директивный план будущих операций и используется для планирования, контроля и оценки эффективности деятельности компании. Одна из основных сложностей, с которыми приходится сталкиваться при внедрении бюджетирования, – отсутствие стандартной бюджетной формы, которая должна строго соблюдаться. Подобные формы приходится разрабатывать таким образом, чтобы они, с одной стороны, были удобными и информативными, а с другой – не очень громоздкими. Как правило, с первого раза не удается создать бюджетные формы, которые удовлетворяли бы всех, кто с ними работает. Требуется несколько итераций, прежде чем будет выбран удобный формат. Структура бюджета зависит от предмета бюджета, размера организации и некоторых других параметров. В основе бюджетирования лежит общий бюджет, который представляет собой скоординированный по всем подразделениям или функциям план работы для компании в целом. Он состоит из операционного и финансового бюджетов, состав которых компания определяет сама. Например, для производственных предприятий (ПП) стандартный предлагаемый набор бюджетов, входящих в мастер-бюджет, выглядит примерно таким образом. 1. Операционный бюджет ПП: 2. Финансовый бюджет ПП: К финансовым бюджетам можно отнести также кредитный план, налоговый бюджет и т. д. Для торговых организаций (ТО) состав мастер-бюджета будет другой. Вот один из его вариантов. 1. Операционный бюджет ТО: 2. Финансовый бюджет ТО: Связи между бюджетами необходимо отразить в блок-схеме. Эти связи затем будут использоваться при заполнении бюджетов.
|
Продолжение в выпусках: #233, #234 | ||
<<предыдущая | [1][2][3][4][5][6] | |
[вид для печати] | ||
© МАГ КОНСАЛТИНГ |