Letyshops

Постановка бюджетирования в компаниях: основные аспекты и проблемы

Зачем нужен общий (основной) бюджет компании?

Согласно глоссарию управленческого учета, о котором говорилось выше, бюджет (budget) – это информация о планируемых или ожидаемых доходах, расходах, активах и обязательствах. Бюджет представляет собой директивный план будущих операций и используется для планирования, контроля и оценки эффективности деятельности компании.

Одна из основных сложностей, с которыми приходится сталкиваться при внедрении бюджетирования, – отсутствие стандартной бюджетной формы, которая должна строго соблюдаться. Подобные формы приходится разрабатывать таким образом, чтобы они, с одной стороны, были удобными и информативными, а с другой – не очень громоздкими. Как правило, с первого раза не удается создать бюджетные формы, которые удовлетворяли бы всех, кто с ними работает. Требуется несколько итераций, прежде чем будет выбран удобный формат. Структура бюджета зависит от предмета бюджета, размера организации и некоторых других параметров.

В основе бюджетирования лежит общий бюджет, который представляет собой скоординированный по всем подразделениям или функциям план работы для компании в целом. Он состоит из операционного и финансового бюджетов, состав которых компания определяет сама. Например, для производственных предприятий (ПП) стандартный предлагаемый набор бюджетов, входящих в мастер-бюджет, выглядит примерно таким образом.

1. Операционный бюджет ПП:
– бюджет продаж;
– производственный бюджет;
– бюджет производственных запасов;
– бюджет закупок (использования материалов или прямых затрат на материалы);
– бюджет общепроизводственных расходов;
– бюджет трудовых затрат;
– бюджет коммерческих расходов;
– бюджет общих и административных расходов;
– прогнозный отчет о прибылях и убытках.

2. Финансовый бюджет ПП:
– бюджет капитальных затрат (инвестиционный бюджет);
– бюджет движения денежных средств;
– прогнозный баланс.

К финансовым бюджетам можно отнести также кредитный план, налоговый бюджет и т. д.

Для торговых организаций (ТО) состав мастер-бюджета будет другой. Вот один из его вариантов.

1. Операционный бюджет ТО:
– бюджет продаж;
– бюджет закупок;
– торговый баланс;
– бюджет коммерческих расходов;
– бюджет управленческих расходов;
– прогнозный отчет о прибылях и убытках.

2. Финансовый бюджет ТО:
– бюджет движения денежных средств;
– кредитный план;
– прогнозный баланс.

Связи между бюджетами необходимо отразить в блок-схеме. Эти связи затем будут использоваться при заполнении бюджетов.

 

Продолжение в выпусках: #233, #234
<<предыдущая [1][2][3][4][5][6]
[вид для печати]
© МАГ КОНСАЛТИНГ

 

 

Реклама: