Letyshops

Постановка бюджетирования в компаниях: основные аспекты и проблемы

Итак, решение о постановке бюджетирования принято. Каковы дальнейшие действия?
Основываясь на опыте постановки бюджетирования, мы предлагаем разбить проект на следующие этапы.

1. Проведение управленческой и финансовой диагностики компании.
2. Разработка концепции системы бюджетирования.
3. Разработка системы бюджетирования в компании. Основные типовые этапы и результаты работ по этому пункту представлены в таблице 1.

Таблица 1

Этапы работ

Документы

Результаты

3.1. Разработка финансовой структуры компании

Положение о структуре центров финансовой ответственности

Выделение в составе компании центров финансовой ответственности, их классификация и распределение по уровням

3.2. Формирование системы показателей

Методика формирования показателей деятельности

Система показателей деятельности центров финансовой ответственности

3.3. Разработка схемы бюджетирования, отражающей основные бизнес-процессы компании (мастер-бюджет)

Схема бюджетирования

 Определение видов бюджетов, необходимых для целей планирования.

 Определение взаимосвязи между бюджетами

3.4. Разработка системы бюджетных форм мастер-бюджета

Положение о системе бюджетирования

Комплект бюджетных форм

 Определение формата и информационного содержания каждой бюджетной формы.

 Составление таблиц, в которых указаны наименование форм и состав используемых в них показателей

3.5. Разработка методики заполнения бюджетных форм мастер-бюджета

Методика

Определение первичной документации, из которой необходимо брать данные для составления бюджетов.

Определение регламента формирования бюджетов.

Определение взаимосвязи показателей в бюджетах

3.6. Разработка бюджетов центров финансовой ответственности

Комплект бюджетных форм

Определение формата и информационного содержания каждой бюджетной формы

3.7. Разработка схемы консолидации бюджетов центров финансовой ответственности

Схема консолидации

Схемы консолидации для определенной организационной структуры.

Определение видов сводных бюджетов

3.8. Разработка регламентов взаимодействия

Регламент. Ограничение доступа

Разработка регламента документооборота и доступа к конкретной информации

3.9. Разработка форм бюджетного контроля

Приказ

 Определение форм контроля за составлением бюджетов.

 Сравнение фактических показателей с плановыми и анализ отклонений

3.10. Интеграция с существующей системой планирования

Инструкции по рабочим местам

 

4. Автоматизация и обучение. В укрупненном виде этапы работ данного пункта представлены в таблице 2.

Таблица 2

Этапы работ

Документы

Результаты

4.1. Выбор системы автоматизации бюджетирования

Техническое задание на автоматизацию и др.

 Внедрение системы автоматизации

4.2. Обучение персонала

Программа подготовки и обучения

Получение необходимых навыков специалистами среднего и высшего управленческого звена по построению и эксплуатации системы бюджетирования

Таким образом, бюджетирование представляет собой эффективный инструмент управления компанией. Чтобы его использовать, необходимо овладеть методикой бюджетирования и знать основные этапы его организации в компании. Надо помнить, что его постановка невозможна без внедрения системы оперативного управленческого учета. Бюджетирование неразрывно связано и со стратегическим управленческим учетом (пример тому – использование Balanced Scorecard). Несмотря на то что при внедрении системы обычно возникает немалое число вопросов и проблем, многие специалисты уже могут сказать: «Бюджетирование – это просто!»

Начало в выпусках: #232, #233
<<предыдущая [1][2][3]
[вид для печати]
© МАГ КОНСАЛТИНГ

 

 

Реклама: