Итак, решение о постановке бюджетирования принято. Каковы дальнейшие действия?
Основываясь на опыте постановки бюджетирования, мы предлагаем разбить проект на следующие этапы.
1. Проведение управленческой и финансовой диагностики компании.
2. Разработка концепции системы бюджетирования.
3. Разработка системы бюджетирования в компании. Основные типовые этапы и результаты работ по этому пункту представлены в таблице 1.
Этапы
работ |
Документы |
Результаты
|
3.1.
Разработка финансовой структуры компании |
Положение
о структуре центров финансовой ответственности |
Выделение
в составе компании центров финансовой ответственности, их классификация и
распределение по уровням
|
3.2. Формирование системы
показателей |
Методика
формирования показателей деятельности |
Система
показателей деятельности центров финансовой
ответственности
|
3.3.
Разработка схемы бюджетирования, отражающей основные бизнес-процессы
компании (мастер-бюджет) |
Схема
бюджетирования |
Определение видов бюджетов,
необходимых для целей планирования.
Определение взаимосвязи между
бюджетами |
3.4.
Разработка системы бюджетных форм мастер-бюджета |
Положение
о системе бюджетирования
Комплект
бюджетных форм |
Определение формата и
информационного содержания каждой бюджетной формы.
Составление таблиц, в которых
указаны наименование форм и состав используемых в них
показателей |
3.5.
Разработка методики заполнения бюджетных форм
мастер-бюджета |
Методика
|
Определение
первичной документации, из которой необходимо брать данные для составления
бюджетов.
Определение
регламента формирования бюджетов.
Определение
взаимосвязи показателей в бюджетах |
3.6.
Разработка бюджетов центров финансовой
ответственности |
Комплект
бюджетных форм |
Определение
формата и информационного содержания каждой бюджетной
формы
|
3.7.
Разработка схемы консолидации бюджетов центров финансовой
ответственности
|
Схема
консолидации
|
Схемы
консолидации для определенной организационной
структуры.
Определение
видов сводных бюджетов |
3.8.
Разработка регламентов взаимодействия
|
Регламент.
Ограничение доступа
|
Разработка
регламента документооборота и доступа к конкретной
информации |
3.9.
Разработка форм бюджетного контроля |
Приказ |
Определение форм контроля за
составлением бюджетов.
Сравнение фактических показателей с
плановыми и анализ отклонений |
3.10.
Интеграция с существующей системой планирования
|
Инструкции
по рабочим местам |
|
4. Автоматизация и обучение. В укрупненном виде этапы работ данного пункта представлены в таблице 2.
Таким образом, бюджетирование представляет собой эффективный инструмент управления компанией. Чтобы его использовать, необходимо овладеть методикой бюджетирования и знать основные этапы его организации в компании. Надо помнить, что его постановка невозможна без внедрения системы оперативного управленческого учета. Бюджетирование неразрывно связано и со стратегическим управленческим учетом (пример тому – использование Balanced Scorecard). Несмотря на то что при внедрении системы обычно возникает немалое число вопросов и проблем, многие специалисты уже могут сказать: «Бюджетирование – это просто!»