Повышение квалификации финансово-экономических специалистов: как лучше?
Андрей Сенов
менеджер по развитию, ИКФ «АЛЬТ», Санкт-Петербург www.altrc.ru
Беги, чтобы не отстать
Любой человек, стремящийся быть мастером в своей области, рано или поздно понимает, что нельзя, однажды став мастером, долго оставаться им без дополнительных усилий. Жизнь неотвратимо уходит вперед. И требуется углублять свои знания и совершенствовать умения, чтобы соответствовать новым требованиям жизни. Как говорила Алисе Королева в Зазеркалье, «… приходится бежать со всех ног, чтобы только остаться на том же месте! Если же хочешь попасть в другое место, тогда нужно бежать по меньшей мере вдвое быстрее!»
Бизнес, предпринимательство в экономике, безусловно, является передовой областью человеческой деятельности, судя по динамике, скорости происходящих изменений. И если с экономической точки зрения в конкурентной рыночной среде действуют компании, то с профессиональной точки зрения в этих компаниях в той же конкурентной среде работают люди. Не станет большим открытием факт, что не только высшее руководство, высший менеджмент предприятия, но и финансисты, аналитики, маркетологи, специалисты по производству ощущают в своей работе необходимость в постоянном развитии. Необходимость не только уметь разрабатывать и притворять в жизнь требуемые изменения, но и постоянно быть в курсе новых методик, новых подходов, новых идей.
Конечно, еще не везде эта ситуация ощущается так жестко. Особенно у нас, в России, где во многих отраслях только начинают говорить о конкуренции. Конечно, во многих фирмах только генеральный директор не спит ночами в поисках новых решений, а уже его заместители проводят понедельник в ожидании пятницы. Но с каждым днем остается все меньше возможностей для существования такого менталитета.
При анализе процесса принятия управленческого решения на предприятии становится понятно, что важную, если не ключевую роль в этом процессе играет информация, на основании которой осуществляется принятие решения. В первую очередь это финансово-экономические характеристики и показатели прошлой деятельности, планов и проектов предприятия. Без оценки текущего состояния компании или ее подразделения, предлагаемых к реализации проектов невозможно принять взвешенное решение о будущей деятельности.
Но даже при наличии в распоряжении специалиста всех необходимых сведений о финансово-экономическом состоянии компании, рассматриваемых в ней проектах и планах эти сведения еще предстоит интерпретировать. Иначе говоря – привести к анализируемому виду и сделать выводы о текущем положении дел, причинах этого положения и привлекательности тех или иных шагов в будущем.
В этом-то и кроется основная проблема. На основании одних и тех же
исходных данных, применяя различные методики или глубину анализа, можно получить
различные, порой противоположные результаты. Только от специалиста-аналитика
зависит правильность выбора. В общем, при всем богатом опыте мировой
экономической науки, обилии литературы, накопленных данных и т. д.
финансово-экономический анализ на предприятии все еще остается искусством,
упорно не желая превращаться в ремесло.
Три пути совершенствования
Как же на практике получить ответы на интересующие вопросы, если нет уверенности, что имеющиеся знания и предыдущий опыт позволят справиться с поставленной задачей? Что можно предложить для специалиста, непосредственно занимающегося обработкой финансово-экономической информации на предприятии – сотрудника финансово, экономического, планово-экономического, аналитического отделов? Или для руководителя, уже делающего выводы на основании полученных показателей – финансового директора, коммерческого директора, директора по развитию? Каким способом, даже будучи высоким профессионалом, можно продолжать совершенствовать свои навыки?
Таких способов можно указать три.
Первый заключается в регулярном знакомстве с профессиональной периодикой, вновь выходящей профессиональной литературой, как зарубежной, так и отечественной. Этот способ является самым простым, широко распространенным, но не самым эффективным. И вот почему. Мы стремимся почерпнуть в журналах и книгах новые практические навыки, приемы, инструменты, дополняющие имеющиеся у нас базовые знания. Но практические умения не передаются через печатное слово. Мы можем лишь узнать о существовании того или иного приема, методики и т. п., найти его формальное описание. Дальше нам потребуется самостоятельно восстановить этот прием, овладеть им. А путь самообучения всегда был тернистым. Нужно потратить массу сил и времени, совершить простые, как окажется в последствии, ошибки, чтобы превратить мертвое знание, формальное описание новой для нас методики в практически работающий в наших руках инструмент. Мониторинг специальной литературы и прессы скорее можно использовать для получения первичной информации об интересующих нас профессиональных вопросах.
Второй способ – обучение. Посещение семинаров, практикумов, тренингов по финансово-экономическому анализу деятельности компании, вопросам оценки и экспертизы инвестиционных проектов и т. п. Выбор для слушателя в этой области сегодня огромен. Но помимо прочих характеристик учебных мероприятий (цены, программы обучения, места и сроков проведения, информационной поддержки) в первую очередь важна их практическая ценность. Как показывает опыт, обучение специалистов в области экономики и финансов часто ведут люди, обладающие исключительно академическим, а не практическим знанием предмета. Или те, у кого за спиной есть практический опыт, но в данный момент они занимаются только обучением. В этом случае полученную информацию слушателям трудно использовать на практике.
Только люди, сами ежедневно применяющие знания, которым они взялись учить других, могут эти знания кому-то передать. Причем их практический опыт должен быть универсальным, а не связанным с каким-то одним конкретным предприятием. Иначе как проводить необходимые обобщения? Как некто может давать рекомендации специалисту из компании, занимающийся торговлей товарами массового потребления, если он сам имеет опыт применения этой методики только однажды и в тяжелом машиностроении? Это просто невозможно!
Кто же эти замечательные эксперты, имеющие обширную практику и одновременно ведущие обучение финансово-экономических специалистов? Такое могут предложить консультационные фирмы. Фирмы, оказывающие помощь предприятиям в области управления финансами, производством, персоналом, оказывающие рекомендации в составлении стратегических и тактических планов. Именно в них есть экономисты-практики, сталкивающиеся с финансово-экономическим анализом ежедневно на предприятиях различных отраслей и направленности. Некоторые из этих консультационных фирм предлагают обучение.
Наконец, последний способ решить вопрос с повышением квалификации для специалистов в области финансово-экономического анализа, – это непосредственно обратиться к консультантам за помощью, за «советом». Если ответственно отнестись к выбору консультационной фирмы, то «совет» будет дан на самом высоком уровне. Однако стоимость подобных услуг такова, что особенно часто обращаться за «советом» не получится. Консультационные фирмы скорее привлекаются предприятиями в случаях проведения этапных преобразований, а не в текущем порядке. Этим же недостатком обладают и учебные мероприятия – всевозможные практикумы, семинары и тренинги. Невозможно посещать их слишком часто. Надо еще успевать работать.
Продолжение в выпусках: #237