Профессия - консультант (точка зрения)

Гончарук Валерий Анатольевич

Статья опубликована на сайте: http://www.goncharuk.ru/

Консультант – это профессия

За последние два года я получил около сотни писем от начинающих консультантов и людей, желающих стать консультантами. Основные вопросы можно сформулировать так: «А что это за работа?», «Что продавать заказчику?», «Что должно стать результатом консалтинга?», «Есть методика Х, стоит ли ее применять?», «Идти в фирму или работать самостоятельно?», «Как продвигать услуги?», «Какой назначать гонорар?». На эти и смежные вопросы я постараюсь ответить со своей точки зрения – индивидуального консультанта.

Прежде всего консультант – это профессия. Как в том смысле, что одним этим занятием можно зарабатывать себе на жизнь, так и в том, что данная деятельность требует специальных навыков, знаний, умений, отличающихся от менеджерского «набора». Правда, и он никоим образом вам не повредит. Но хотя и консультант, и менеджер должны выполнять нужную для фирмы работу чужими руками, у консультанта это получается лучше, поскольку он не имеет власти, которую предоставляет должность в организации. Менеджер может позволить себе издать распоряжение и властными рычагами добиться его выполнения (в большинстве случаев, если он пойдет таким путем). Консультант вынужден довольствоваться экспертной властью, и, если он добивается результата, значит, в этой профессии для него есть шансы. 
В западных книгах говорится так: если вы решили стать консультантом – забудьте о личном времени, семье, вы будете посвящать заказчику весь досуг, и даже его окажется слишком мало. Может быть, это и верно. Как в любом успешном бизнесе (вашем бизнесе), первоначальная «раскрутка» обойдется вам в пять лет работы без отдыха. А вы встречали клиента, который построил бизнес легко? (Те, кто «приобщился» к государственным ресурсам, платили другую цену.) Что будет через 5 лет? На фирмах заказчиков я видел много успешных менеджеров, и абсолютное большинство из них – «трудоголики». Возможно, это совпадение...

Как начинать

Итак, вы решили консультировать. Оказывать «профессиональную помощь руководителям, предпринимателям, специалистам в решении сложных нестандартных проблем» (В. С. Дудченко «Основы инновационной методологии», Москва, Институт социологии РАН, 1996 г. – если предпочитаете российских авторов). У вас есть громадное преимущество – вы можете увидеть эти проблемы по-новому. У вас есть еще большее преимущество, если вы видели их раньше, хотя бы раз. После первых двадцати проектов приходит опыт, позволяющий предложить единственно верное решение сложной проблемы. После следующих двадцати – позволяющий предложить решение именно для этого заказчика.

Не стоит пугаться даже первой стадии – все равно вы способны помочь клиенту в большей степени, чем он сам себе. Новый ракурс даст пищу воображению, и если заказчик действительно дорожит своим бизнесом, то найдет рациональное зерно даже в ваших наивных выводах. Побочным эффектом первого проекта консультанта станет его знакомство с этим классом проблем. К следующему заказу ваши рекомендации будут иметь оттенок профессионализма – вы знаете на одно решение больше, чем клиент. (Я не издеваюсь – мне тоже когда-то пришлось начинать. И в первом проекте были совершенно верные рекомендации (начальный опыт директора по маркетингу), и советы, которые наверняка мог бы выполнить другой заказчик при удачном стечении обстоятельств.)

Теперь давайте решим, что вы будете продавать. Как ни банально, начальный выбор стратегии определит ваше будущее. Вы делаете ставку на метод? На тот, который сегодня вошел в моду, и известные компании прочат ему колоссальный успех? У вас есть два года, за которые очередной фетиш взлетит на недосягаемую высоту (вы не успеете), а потом займет место в ряду своих мертвых предшественников. «Саморазвивающиеся организации, аутсорсинг, реинжиниринг бизнес-процессов» – это броские вывески для продажи действительно нужного продукта, который требует иногда обновления этикеток. Главное, что вы можете предложить, – это работа с людьми.

У заказчика нет проблем с теорией – на сегодня он прочитал едва ли не больше книг, чем вы. Однако от теоретического знакомства со скрипкой хорошей игры не получится. Либо вы научите его играть на этой скрипке, либо вам стоит подумать о трудоустройстве в его организацию (для многих консультантов собственно консалтинг – ступенька в карьере). Вам нужно выполнить за менеджера его работу по сплочению людей вокруг новой идеи, дать им цель и найти интерес, создать новые рычаги управления и научить ими пользоваться. (Консалтинговые фирмы, продающие только диагностику, почти не имеют повторных заказов. «У вас аппендицит. Вот анатомический атлас, а скальпель вы можете купить через дорогу» – кому нужна такая рекомендация?)

Вероятно, на этом пути вам придется столкнуться с сопротивлением заказчика, который так же не любит новое, как и его персонал. Если вы уверены в своих рекомендациях, вам, возможно, удастся их внедрить. Если в результате будет достигнут экономический эффект, у вашей идеи найдется множество авторов. Все, что останется у заказчика, – смутное впечатление, что вы чем-то были полезны. Но этого впечатления вполне достаточно, чтобы при росте фирмы вас вновь пригласили для решения возникающих проблем и задач.

В этой связи пара «избитых истин», которые, на мой взгляд, лучше бы «добить».

«Консультант помогает клиенту решить проблему, которую тот заявил». Не делайте так. Если клиент ошибся в диагнозе, то ответственность за неверное лечение он все равно возложит на вас. Или решайте реальные проблемы клиента, или порекомендуйте крупную консалтинговую фирму, чья совесть примет и не такое.

«Говорите клиенту, то, что он хочет услышать». Отправьте по тому же адресу, если у вас нет острой нужды в деньгах. Рано или поздно клиент поймет, что действительно надо было делать, и я вам сочувствую, если все это время вы его консультировали.

Для того чтобы давать ценные рекомендации, вы и сами должны быть на вес золота. Ценными могут быть ваши знания, еще ценнее опыт, но не последней в этом ряду стоит честность. Трудно, конечно, сказать «не знаю», если за совет в смежной области вам готовы платить. Трудно похоронить «идею-фикс» заказчика. Но если вы этого не сделаете, вам лучше самому заказывать консалтинговые услуги либо идти во внутренние консультанты, рекомендациям которых заказчик все равно доверяет только наполовину.

Что продаем?

Так все-таки, что продаем? Профессиональную компетенцию, которую имеем, в упаковке, которую в состоянии «раскрутить». Профессиональная компетенция – это продукт, в сочетании с упаковкой он становится товаром. Не беспокойтесь, если продукт не вписывается в установленные кем-то стандарты. Вряд ли стоит отказываться от части умений только потому, что маститые теоретики забыли включить их в список. Не обольщайтесь чужими методиками – половина их хорошо работает только у авторов, а другая часто несет в себя неприемлемые для вас ограничения. Со временем вы создадите собственные успешные алгоритмы, а пока придется тщательно адаптировать свой предыдущий опыт к новым ситуациям.

Конечно, надо когда-то начинать, и на этом этапе продукта как такового нет. Если вы стартуете с позиции менеджера фирмы, оцените внимательно, что полезного вы сделали для ее развития. Это и будет начальным продуктом, который потом можно бесконечно совершенствовать с каждым новым клиентом. Если вы начинаете с институтской скамьи, вам надо идти в консалтинговую компанию. Сначала вы поймете, как можно работать (компания так или иначе выполняет проекты). Потом вы поймете, почему так работать нельзя. (С другой стороны, вас может все устроить, и тогда ваше жизненное призвание – рядовой консалтингового фронта.)

В попытке улучшить качество консультирования вы можете сменить несколько агентств, сразу основать свое или стать индивидуальным консультантом – в любом случае с пониманием неправильности происходящего вы начинаете разрабатывать продукт, и он, возможно, будет полезным.

Что касается «упаковки», в ней лучше ориентироваться на главные качества вашего продукта. Можно использовать и моду, но тогда ваши услуги будут часто менять названия. Если вы в состоянии выпустить на рынок что-то свое, это даст долговременное преимущество, но потребует больших усилий. (Изобретение «Маркетингового консультирования» стоило пары лет напряженной работы. С тех пор его прилично растиражировали и много раз украли. Хотя сама книга безнадежно устарела, а методы усовершенствовались, брэнд позволил и позволяет продвигать на рынок продукт.) Разумеется, вам надо подумать и над товарной линейкой. «Джентльменский» набор обычно включает проекты «от X до Y», сопровождение, консультации по отдельным вопросам и корпоративные семинары. Его можно разнообразить в пределах вашей уникальной компетенции.

Продолжение в выпусках: #242

Реклама: