Российский и международный учет: "Эсперанто" для финансовых директоров
Игорь Аверчев
старший менеджер компании МАГ КОНСАЛТИНГ
www.mag-consulting.ru
Введение
Предположим, руководство вашей компании, идя в ногу со временем, решило в дополнение к существующей на фирме системе российского бухгалтерского учёта, скорее отвечающего нуждам налоговиков, чем требованиям менеджмента, внедрять систему управленческого учёта и отчётности по международным стандартам. Как совместить показатели отечественного учета и подходы, принятые в мировой практике, и при этом усилить аналитическую работу экономических служб предприятия, вы узнаете из этой статьи.
Управленческий учет, по мнению некоторых экспертов, вполне может обойтись без системы двойной записи, Плана счетов и нормативных указаний регламентирующих органов, но, как показывает практика, целесообразно увязать его с системой финансовой отчетности.
Например, отчет о старении дебиторской задолженности – чистой воды управленческий отчет, но его данные являются базой для начисления резерва под плохих дебиторов – важного показателя финансового учета.
Другой пример. Размер фактической выручки в системе финансовой отчетности является важнейшим показателем для управления по отклонениям «планфакт» в бюджетировании и базой для оценки эффективности в системе сбалансированных показателей по перспективе «Финансы».
В целом управленческая отчетность, предназначенная для внутреннего употребления, чаще всего увязана с финансовой, формируемой для третьих лиц.
Одним из ключевых элементов современной системы учета должен стать эффективный План счетов.
К сожалению, российский План счетов, разработанный Минфином 50 лет назад (небольшие коррективы начала 1990-х и чуть позже – начала 2000-х были сугубо косметическими), не вполне отвечает целям управленческой и финансовой отчётности. Как показывает практика, здесь больше подходит англосаксонский опыт, закреплённый в МСФО и US GAAP.
Англосаксонская модель
Основным уравнением учёта, раскрывающим динамику работы предприятия, в этой модели является:
Активы=Обязательства+Капитал+(Доходы–Расходы)
Круговорот объектов финансовой отчетности в англосаксонской модели можно проиллюстрировать схемой 1.
Схема 1
Прокомментируем эту схему:
- собственный капитал, вносимый акционерами (например, акционерный капитал, эмиссионный доход и т.д.) и заёмный капитал (обязательства в виде кредитов и займов), который получает сама компания от третьих лиц, являются источником формирования активов фирмы – ресурсов, от использования которых она ожидает получения экономических выгод (в первую очередь в виде денежных потоков);
- активы предприятия (основные средства, сырье и материалы, товары для перепродажи и т.д.), приобретенных за счет капитала и обязательств, становятся расходами (себестоимостью реализованной продукции, например;
- расходы компании нужны для генерации ее доходов (например, в виде выручки от реализации готовой продукции);
- наконец полученные доходы фирмы увеличивают капитал, делая владельцев более богатыми, чем они были в момент вложения денежных средств в компанию;
- далее процесс повторяется.
План счетов финансового учета состоит из двух разделов:
- балансовых счетов активов, обязательств и капитала (постоянные счета, сальдо которых не обнуляется в конце отчётного периода);
- счетов прибылей и убытков – доходов и расходов (временные счета, которые имеют нулевое сальдо на начало каждого финансового года и закрываются в конце).
Структура Плана счетов финансового учёта повторяет структуру двух основных отчётов: баланса и отчёта о прибылях и убытках.
Таким образом, План счетов, сформированный предприятием на этих принципах, без всякой «реформации баланса» позволяет видеть основные финансовые показатели баланса и отчета о прибылях и убытках уже в оборотно-сальдовой ведомости. При его разработке можно предусмотреть выделение субсчетов аналитики по продажам (по направлениям деятельности или географическим сегментам), а расходы делить на прямые и косвенные, постоянные и переменные.
Это позволит формировать отчётность по системе «директ-костинг», которая является гораздо более предпочтительной для анализа затрат, чем стандартная российская форма отчета о прибылях и убытках (предусматривающая полное поглощение затрат).
При таком подходе, по сути, при отражении операции в учёте корреспондируют не просто некие бухгалтерские счета, а статьи баланса и отчёта о прибылях и убытках. А это приводит к более адекватной оценке бухгалтером (особенно, начинающим) финансово-хозяйственных операций и их влияния на финансовую отчётность.
Российский План счетов
Принцип его построения базируется на другой модели – так называемого кругооборота средств предприятия, представленного на схеме 2.
Схема 2
Отечественный План счетов ориентирован прежде всего на управление имуществом предприятия, но не на анализ его финансовой деятельности. Как видно из схемы, он никак не связан со структурой основных финансовых отчетов. В результате бухгалтер при составлении отчётности вынужден «переводить» данные, подготовленные на Плане счетов «кругооборота средств предприятия», в финансовую отчётность, базирующуюся на модели «кругооборота объектов финансовой отчётности».
Как увязать ежа с ужом?
Чтобы эффективно формировать российскую отчётность и одновременно управленческую (финансовую), многие компании используют программное обеспечение, позволяющее вести учёт на двух взаимоувязанных Планах счетов (1С-РАРУС, 1С-ПиБи, SCALA).
Чтобы максимально эффективно использовать номер счёта для экономического анализа, компании применяют следующую технологию.
Структура российского шестизначного номера счета при таком подходе будет состоять из трёх двухзначных компонентов: АА-ВВ-СС, где:
АА – номер российского счёта (например, 90 «Продажи»),
ВВ – номер
субсчёта второго и третьего порядка (например, 11 «Реализация услуг»);
СС –
номер западного» счёта, увязанного со счётом 90 (например, 40 «Sales»).
Таким образом, в данном случае мы получили счёт 901140 «Продажи», субсчёт «Реализация услуг».
Структура западного счёта будет СС-ВВ-АА, то есть российскому счёту 901140 в западном учёте соответствует 401190.
Особое внимание здесь следует уделить унификации средней части номера счёта (ВВ). В частности, это может быть унифицированный справочник регионов, где работает предприятие, или унифицированный номер какого-либо подразделения из организационной структуры фирмы.
Аналитические разрезы
Для получения аналитических управленческих отчётов или для формирования отчётности по западным моделям фирмы часто используют множество счетов и субсчетов в своём «финансовом» Плане счетов.
В этом случае необходимые аналитические данные будут отражены непосредственно в оборотно-сальдовой ведомости.
Это кардинально отличается от российской практики учёта, когда на одном счёте (например, 26 «Общехозяйственные расходы») учитываются без дальнейшего анализа такие разные по характеру расходы, как зарплата административного персонала и аренда офисного помещения.
В результате при использовании западного подхода одному российскому счёту будет соответствовать несколько счетов (субсчетов) в «финансово-управленческом» Плане счетов:
Для получения дополнительных аналитических разрезов информации в программном обеспечении имеются отдельные модули (например, «Счета к получению» или «Основные средства»).
При разработке Плана счетов нужно проанализировать необходимость приобретения таких модулей, их возможности для построения аналитических отчетов.
Дополнительные модули
Здесь прежде всего возникают вопросы увязки этих модулей с Главными книгами, поскольку вести весь аналитический учет только с использованием счетов (субсчетов) Главной книги возможно лишь в микроорганизациях.
Как правило, такие дополнительные аналитические модули имеют возможности для формирования основных управленческих отчетов.
Например, в модуле «Счета к получению» будет формироваться отчет о старении дебиторской задолженности (если, конечно, разработчиками было предусмотрено поле «Дата оплаты счета»).
Ещё одна возможность получать аналитические разрезы учетной информации – это
использование кодов аналитики Главной книги (Плана
счетов).
Примером таких аналитических срезов являются
«субконто» в 1С. Например, для счёта «Сырьё и материалы» можно предложить
использовать следующие аналитические разрезы:
- номенклатура
- места хранения (материально-ответственные лица)
- виды деятельности
Каждый такой аналитический разрез представляет собой своеобразный справочник – номенклатур складских запасов, статей доходов и расходов или материально ответственных лиц.
Результат практического применения методов стыковки российского и западного планов счетов можно проиллюстрировать таблицей, которая показывает часть активов предприятия.
План счетов (Уп.Уч.) | Название счета | План счетов (РФ) |
1000 | Активы | |
1001 | Краткосрочные активы | |
1002 | Денежные средства, эквиваленты денежных средств и краткосрочные инвестиции | |
1010 | Денежные средства | |
1011 | Касса (руб.) | 50 |
1012 | Касса (дол.) | 50 |
1013 | Касса (евро) | 50 |
1020 | Расчетный счет №1 | 51 |
1021 | Расчетный счет №2 | 51 |
1030 | Валютный счет №1 | 52 |
1031 | Валютный счет №2 | 52 |
1061 | Деньги в пути, нал. (руб.) | 57 |
1062 | Деньги в пути, нал. (дол.) | 57 |
1063 | Деньги в пути, нал. (евро) | 57 |
1064 | Деньги в пути, б/нал. (руб.) | 57 |
1065 | Деньги в пути, б/нал. (дол.) | 57 |
1066 | Деньги в пути, б/нал. (евро) | 57 |
1070 | Эквиваленты денежных средств | |
1071 | Аккредитивы | 55 |
1079 | Прочие эквиваленты денежных средств | 55 |
1080 | Краткосрочные инвестиции | |
1090 | Краткосрочные предоставленные займы | 58 |
1601 | Внеоборотные активы | |
1610 | Основные средства | 1 |
1611 | Основные средства собственные | 1 |
1612 | Офисное оборудование | 1 |
1613 | Мебель | 1 |
1614 | Компьютерное и телефонное оборудование | 1 |
1615 | Складское оборудование | 1 |
1616 | Автотранспорт | 1 |
1617 | Прочее оборудование | 1 |
Таким образом, стыковка отечественной и западной моделей Планов счетов создает условия для активизации аналитической работы финансовых служб российской компании. В этом вам поможет также информация на сайтах www.carol.co.ru, www.devbusiness.ru.