Letyshops

Преодолевая банковский бюрократизм

О. Сеньков
к.э.н., вице-президент Инвестиционно-банковского управления «Банк Корпоративного Финансирования»

Статья опубликована в журнале «Консультант» N 23, 2004

Введение

Каждый банк в России – это сложный механизм. Нередко с весьма бюрократичной структурой. Поэтому при любых взаимоотношениях с кредитными организациями клиентам нужно уметь правильно и выгодно представить информацию о себе.

Решив прибегнуть к банковскому кредиту, руководство компании может самостоятельно подготовить всю необходимую документацию или обратиться к независимому консультанту. Если же фирма хочет взять этот процесс на себя, ей стоит подойти к нему более ответственно. От того насколько правильно будет оформлена информация, зависит результат решения банка.

Требования к клиентам

Для того чтобы взять банковский кредит, компания должна пройти три ступени: предварительные переговоры, анализ проекта и оформление сделки. Уже на первом этапе заемщику необходимо как можно более детально уточнить требования к документам. При этом целесообразно выделить отдельного сотрудника для сбора и предоставления в банк информации.

Наиболее важным документом, несомненно, является технико-экономическое обоснование (ТЭО) кредита. И здесь заемщик должен максимально развернуто и одновременно четко изложить суть проекта.

Большинство банков имеют весьма схожие требования к ТЭО. Они, как правило, требуют следующие документы:

· Бизнес-план на период пользования кредитом, который подтверждает возможность погашения кредита и включает в себя план доходов, расходов и прогноз движения денежных средств. Его показатели рассчитывают на основании данных бухгалтерской отчетности, копии которой прилагаются к бизнес-плану.
· Цель кредита, с указанием направлений использования кредитных средств.
· Сроки и суммы выпуска и приобретения продукции (часто просят указать рынки сбыта, предполагаемые объемы реализации, цены и себестоимость продукции).
· Разрешительная документация на проведение сделок, связанных с кредитуемой операцией (например, лицензии, сертификаты экспортных квот, сертификаты качества, соответствия и т.д.).
· Копии контрактов, подтверждающих расходную и доходную части бизнес-плана.
· Договоры на реализацию конечной продукции заемщиком по данной операции.
· Другие договоры, в том числе транспортные, необходимые для кредитуемой деятельности.

Этот перечень может варьироваться в зависимости от кредитной организации. Банки хотят точно знать, на что они дают деньги и за счет каких источников компания сможет им вернуть финансы.

К сбору и подготовке информации надо подходить очень внимательно. Необходимо учитывать, что при разработке ТЭО заявитель полностью отвечает за полноту и достоверность указанных исходных данных и расчетов. Более подробно о том, в каком случае и какая именно ответственность грозит за предоставление ложных сведений, написано в бераторе «Если на бизнес заводят дело». Если банк обнаружит преднамеренное искажение клиентом сведений, то отклонит проект. Но прежде этого он, как правило, предлагает компании исправить недостоверные данные. Проще говоря, предоставляет организации еще один шанс получить кредит.

В последнее время банки стали предлагать готовые формуляры для заполнения ТЭО. Некоторые вообще не требуют технико-экономического обоснования, например, при кредитах овердрафтного типа (при недостатке денежных средств на счете). При этом они требуют от клиентов проводить определенный объем оборотов по расчетному счету в течение полугода до выдачи такого кредита.

Однако при более сложных видах кредитования банк формулирует не жесткие требования, а только общие. Например, при проектном финансировании. В эту группу входят проекты, строительство которых ведется действительно с нуля.

Инвестиционное кредитование

На этом виде кредитования стоит остановиться подробнее. При проектном финансировании банк предъявляет особые требования к клиентам. В этом случае потенциальный заемщик представляет проектную документацию в полном объеме.

Прежде чем принять решение о финансировании проекта сотрудники банка анализируют все возможные риски. Отношение к проекту на данном этапе очень осторожное. Если он носит пилотный характер, на положительное решение может повлиять только очевидная выгода и высокая эффективность вложений. Решив самостоятельно подготовить необходимую документацию, компания должна иметь четкое представление о предстоящей работе. В частности, какие именно документы на каждом этапе проекта нужно оформлять и передавать в банк.

Инвестиционные проекты проходят полный цикл: прединвестионная фаза, инвестиционная фаза и фаза эксплуатации. До завершения прединвестиционного этапа банк не требует от фирмы обоснования участия инвесторов и кредиторов в проекте. Заемщик делает это только на конечной стадии прединвестиционной фазы. Разработав обоснования инвестиций, организация выпускает ТЭО или бизнес-план. Следует заметить, что на практике банк зачастую принимает предварительное решение о финансировании проекта на прединвестиционной фазе.

На инвестиционном этапе основным документом является смета. Качество ее подготовки во многом определяет успех проекта. Недоучет затрат может создать ошибочное представление об эффективности и окупаемости проекта.

Когда проект вступает в инвестиционную стадию, компания начинает проводить тендеры и активно работать с потенциальными кредиторами. Именно на этой ступени руководство фирмы решает стоит ли ей обращаться в банк за кредитом. Это зависит от того, достаточно ли инвесторов привлечено. Ведь проект будет успешным только при полномасштабном финансировании. Если средств инвесторов недостаточно, руководство компании принимает решение взять кредит в банке.

Банк вступает в проект, когда инвесторы уже определены, выполнены основные исследования, начаты строительные работы, заключены контракты с подрядчиками и поставщиками. Участие банка заключается в том, что он финансирует платежи по договорам и контрактам. При кредитовании банк просит определить целевой характер кредита. Для этого компания предоставляет договора или контракты, для финансирования которых привлекает средства. Помимо договора банк может потребовать акт уже выполненных работ и смету. Остальную документацию проверяют выборочно. Для этого сотрудники банка могут посетить проектный объект.

Необходимая документация для проектного финансирования:

· заключение органов госэкспертизы по ТЭО
· справка проектной организации о состоянии выполненных работ
· заключения специальных экспертиз
· утвержденную смету затрат по проекту
· базовые контракты или протоколы о намерениях
· документы в поддержку проекта местными органами.

Модернизация действующего производства

К услугам кредитных организаций компания может прибегнуть также и в случае модернизации действующего производства. Банки такой вид кредитования успешно практикуют.

С точки зрения кредитования и оценки рисков проекты, связанные с модернизацией действующего производства, наиболее просты. Они базируются в основном на результатах маркетинга и данных о финансовом состоянии, которые подает заемщик.

Проектная документация включает:

· бизнес-план, в основу которого положены прогнозируемые или достигнутые объемы продаж;
· проекты контрактов или данные о затратах, полученные на основании технико-коммерческих предложений фирм-поставщиков;
· смета затрат;
· финансовый план проекта;
· график реализации проекта, как правило, составленный на основе сроков поставки и монтажа закупаемого оборудования.

Всю указанную документацию фирма передает в банк. Она служит основой для принятия решения о предоставлении кредита.

В заключение необходимо отметить, что при подготовке бизнес-плана и ТЭО нужно сделать документы качественными и наглядными. Они должны заинтересовать кредитора в проведении переговоров и рассмотрении вопроса, а в дальнейшем в финансировании проекта. Начинать переговоры с потенциальным банком-кредитором лучше всего заранее, на этапе предпроектных исследований. Это позволит наиболее точно спрогнозировать сроки, за которые банк примет решение, и выставит возможные требования и условия для финансирования.

Согласуйте цель с банком

Владимир Мещеряков, руководитель авторского коллектива книги «Годовой отчет 2004», глава экспертной коллегии журнала «Практическая бухгалтерия»:

«Если у фирмы не хватает денег на покупку материалов или основных средств, она может взять кредит в банке. Однако в договоре, заключаемом с кредитной организацией, нужно обязательно указывать цель финансирования. Чтобы облегчить работу бухгалтерии, я советую руководителю попросить банковского работника, чтобы он указал в договоре следующее: «На пополнение оборотных средств». Благодаря этой формулировке, уплаченные за кредит проценты компания сможет учесть по дебету субсчета 91-2. Это значит, что первоначальная стоимость приобретенного имущества как в бухгалтерском, так и налоговом учете будет одинакова и отдельных налоговых регистров по учету материалов и основных средств не потребуется».

 

 

Реклама: