Европейский уровень качества
Д. Маслов
к.э.н., коммерческий директор "ИВА Консалтинг групп", член экспертной группы Европейского фонда управления качеством по пересмотру модели EFQM-2006
статья опубликована в журнале «Консультант» N 3, –2005
Введение
Мировые премии в области качества давно вышли за рамки конкурсов. Теперь они, прежде всего, модели совершенствования бизнеса на основе повсеместного управления качеством – Total Quality Management. К таким моделям с полным основанием можно отнести Европейскую премию качества (European Quality Award).
Существует несколько основных премий качества мирового уровня. Так, японская премия Деминга в Японии – это престижная награда за успешную разработку и применение методов управления качеством в масштабах всей компании. Национальная премия качества Малкольма Болдриджа в США – бизнес-модель, сформировавшая философию современного мирового предпринимательства. Наряду с ними Европейская премия качества – это образец взаимовыгодного сотрудничества организаций Европы под эгидой Европейского фонда управления качеством.
О премии
Европейская Премия Качества (ЕПК) – самая престижная европейская награда за достижение совершенства в бизнесе. В 2004 году был проведен двенадцатый по счету конкурс (премия вручается с 1992 года). Организации, участвующие в конкурсе, ставят перед собой цель постоянно улучшать качество своей работы, бизнес-процессов, системы управления.
Европейская премия качества находится на вершине пирамиды многочисленных национальных и региональных премий европейских стран в области качества (например, в России это Премии Правительства РФ в области качества). Соискатели ЕПК, как правило, первоначально добиваются успеха в этих локальных конкурсах, а уже затем включаются в борьбу за главную премию Европы в области качества.
Стоимость участия в конкурсе, включая затраты на прием экспертов для проведения обследования на местах, варьируется от 3 тысяч евро для малых предприятий до 9-14 тысяч евро для некоммерческих организаций и крупного бизнеса.
Три уровня качества
Организатором и учредителем премии является Европейский фонд управления качеством (European Foundation for Quality Management, EFQM). Фонд представляет собой партнерство более чем 750 различных европейских организаций, каждая из которых стремится к повышению эффективности и достижению совершенства в бизнесе.
В конце 2001 года эксперты EFQM разработали систему признания достижений
организаций в области качества, не зависимо от их размера, оборота и сферы
деятельности – Уровни Совершенства (Levels of Excellence). Европейская премия
качества является высшей ступенью Уровней Совершенства EFQM.
Уровни
Совершенства включают следующие ступени, начиная с наивысшей:
1) Европейская премия качества;
2) Признание совершенства;
3)
Стремление к совершенству.
Рассмотрим специфику каждого уровня подробнее.
Высший уровень
Европейская премия качества – это соревнование организаций, стремящихся быть
эталоном совершенствования бизнеса в Европе (и в мире).
Участие в конкурсе
требует подготовки отчета установленной формы объемом до 75 страниц. Его
оценивает группа из 4-8 экспертов, в которую входят топ-менеджеры различных
отраслей бизнеса из разных стран Европы.
Соискатели, получившие высокие предварительные оценки, принимают экспертов для обследования на местах. Визит занимает до 7 дней, в течение которых организация обязана предоставить экспертам возможность увидеть все этапы бизнес-процесса.
По результатам обследования на местах эксперты выставляют итоговые оценки конкурсантам и определяют финалистов, призеров и победителей премии. Каждый участник конкурса получает заключение независимых экспертов, которое призвано помочь конкурсантам в их стремлении к совершенству. В этом документе эксперты указывают сильные и слабые стороны организации, направления, где необходимо провести первоочередные улучшения и рекомендации по их проведению.
Эксперты Премии – это практикующие менеджеры или ученые с богатым опытом исследований и оценки в области качества. Поэтому их экспертное заключение представляет для компаний-участников ценную консультацию. Многие участвуют в конкурсе именно ради ее получения.
Организации, достигшие статуса финалиста, уже могут гордиться своим результатом, так как они приобретают статус эталонных (бенчмаркинговых) компаний, что позволяет им войти в ряд ведущих организаций Европы.
Победители ЕПК определяются ежегодно в каждой из организационных категорий, причем может быть несколько победителей в одной категории. Они не имеют право участвовать в конкурсе в течение следующих пяти лет.
Организации, получившие Европейскую премию качества, считаются эталонными и получают всеобщее признание используемых подходов и достигнутых результатов. Помимо того, они получают право использовать логотип победителя ЕПК на бланках, визитках, в любых рекламных материалах и т.д. Всеми этими преимуществами компании могут пользоваться бессрочно, однако с течением времени, естественно, происходит моральное старение статуса победителя.
Другие уровни
Признание совершенства (Recognized for Excellence) – это уровень для организаций, имеющих опыт самооценки на базе модели EFQM. Участники учатся систематизировать деятельность по определению сильных сторон организации и областей, требующих первоочередного улучшения. Уровень Стремление к совершенству (Committed to Excellence) разработан для организаций, только начинающих путь совершенствования.
Претенденты этих уровней проходят те же этапы, что и участники ЕПК, с той лишь разницей, что форма отчета несколько упрощена и обследование на месте занимает меньше времени. Победители этих уровней также могут использовать свои достижения в рекламных целях.
Из российских компаний сертификат Recognized for Excellence в октябре 2001 года получило ОАО "Машиностроительный завод", г. Электросталь, Московской области. Сертификат Committed to Excellence в мае 2003 года получил Концерн "Калина", г. Екатеринбург.
Критерии оценки
Модель совершенствования EFQM (Excellence Model) объединяет девять элементов (критериев), разбитых на две группы: "Возможности" и "Результаты". Каждый критерий имеет бальную оценку, общая сумма баллов по всем критериям составляет 1000 баллов. Вес каждого критерия устанавливается экспертами EFQM и многочисленными пользователями модели. Он может меняться с учетом накапливаемого опыта и переменами во внешней среде. Группы "Возможностей" и "Результатов" имеют эквивалентные максимальные оценки – по 500 баллов, что показывает одинаковую важность, как потенциала организации, так и того, насколько успешно этот потенциал реализуется.
Группа "Возможности" включает в себя пять критериев:
1) Лидерство (100 баллов);
2) Политика и стратегия (80 баллов);
3) Люди
(90 баллов);
4) Партнерство и ресурсы (90 баллов);
5) Процессы
организацией (140 баллов).
Группа "Результаты" объединяет четыре
критерия:
6) Удовлетворение потребителей (200 баллов);
7) Удовлетворение
работников (90 баллов);
8) Влияние на общество (60 баллов);
9) Ключевые
результаты деятельности (150 баллов).
Критерии группы "Возможности" дают понимание, "как" достигаются результаты. Группа "Результаты" определяет, "чего" достигла организация.
Бенчмаркинг с ориентацией на Европу
Являясь, по сути, бизнес-моделью организации, модель EFQM помогает ее пользователям говорить на одном языке, оценивать не только свою деятельность, но и сравнивать свои результаты с эталоном, с показателями лидеров и конкурентов. Критерии модели EFQM решают важную задачу определения объекта для проведения бенчмаркинга на основе критериев европейской модели.
Опыт ведущих компаний аккумулируется в базе данных лучшей практики EFQM (best practice database). Эта информация является основой бенчмаркинга между организациями-членами Европейского фонда управления качеством и многочисленными компаниями, применяющими модель EFQM для совершенствования бизнеса.
Подход EFQM к бенчмаркингу выражается в мероприятиях, проводимых Фондом и предлагаемых им услугах. Например, дни актуальных вопросов или круглые столы, группы эталонного сопоставления, посещение лучших компаний, база данных лучшей бизнес-практики, семинары и т.п. Существует интернет-сервис Excellence One (http://web-1.efqm.org/excellenceone) - это обучающая интерактивная on-line система, объединяющая и систематизирующая все лучшие инструменты и методы совершенствования на базе модели EFQM.
Вступление в Фонд, построение системы управления на основе критериев модели совершенствования EFQM или достижение одного из Уровней Совершенства позволяет компании:
- использовать базу данных лучших бизнес-решений в сфере менеджмента,
включающую практический опыт более 700 ведущих предприятий различных
отраслей;
- проводить эталонное сопоставление с лучшими предприятиями Европы,
получившими Европейскую премию качества, включая on-line консультации
специалистов этих предприятий, обсуждение интересующих вопросов в
интернет-конференциях, а также ознакомление с лучшей практикой непосредственно
на выбранном предприятии;
- установить контакты с предприятиями своей отрасли
– членами EFQM для обмена опытом по совершенствованию;
- пользоваться
интерактивной системой совершенствования бизнеса Excellence One;
- получать
консультации экспертов EFQM при реализации собственных проектов
совершенствования бизнеса;
- участвовать в конкурсе на соискание Европейской
премии качества и получить сертификат по одному из трех Уровней Совершенства
EFQM;
- публиковать на интернет-сайте и в изданиях EFQM информацию о том, как
компания добивается совершенства;
- получать обучающие материалы от своих
личных консультантов EFQM, включая материалы по самооценке организации и
обучению экспертов Европейской премии качества (ЕПК);
- выступать в роли
эксперта Европейской премии качества;
- свободно использовать членство в EFQM
и логотип EFQM в рекламных и РR акциях и документах организации.
На сегодняшний день порядка десяти организаций из России так или иначе участвовали или участвуют в работе EFQM. Среди них пивоваренная компания "Балтика", концерн "Калина", Всероссийская организация качества. Однако процессы интеграции России в европейское и мировое экономическое пространство и необходимость внедрения современных методов управления на отечественных предприятиях должны многократно увеличить представительство России в EFQM.