Бизнес-аналитик – существо общественное
Навыки коммуникации – «работы с людьми» – заслуживают отдельного внимания.
При всем многообразии учебных курсов и литературы, большинство этих «источников
квалификации» уделяют основное внимание методологии, правильному использованию
нотаций и программных средств. Между тем не менее 35% времени бизнес-аналитика
занято общением с коллегами и клиентами, и на практике основным способом
научиться этому остается личный опыт. Кроме того, готовность и способность к
коммуникации во многом определяется и характером человека. Разные формы общения
требуют разных навыков и умений:
- Переписка – используется достаточно часто и экономит много времени и денег
при работе с удаленными клиентами, при согласовании и обсуждении деталей и
хорошо формализуемых задач. Требует аккуратности и педантичности
(своевременный ответ на письма), хорошего знания языка, соблюдения стиля и
этикета, умения обсуждать в переписке один вопрос с различными
адресатами.
- Анкетирование – как правило, используется на начальном этапе обследования
или для оценки итогов проекта. Требует навыков составления и обработки анкеты:
постановка задачи, формулировка вопросов и интерпретация результатов.
Необходимо также себе представлять ограничения анкетирования и его
преимущества.
- Интервью –форма общения с клиентом, позволяющая получить максимум
информации, особенно при хорошей предварительной подготовке и проведении
нескольких раундов встреч. Хороший интервьюер умеет заинтересовать клиента,
помочь ему подготовиться к встрече при помощи предварительных вопросов,
успевает задать основные вопросы в ограниченное время и не потеряет информацию
«между» интервью и отчетом о работе.
- Презентации – конечно, это прежде всего «хлеб» сотрудников, занимающихся
продажами. Однако когда речь заходит о презентации сложных решений, без
бизнес-аналитика или консультанта обойтись трудно. Речь идет о способности
представить информацию слушателям в доступной форме, расставить акценты,
обеспечить обратную связь в виде ответов на вопросы. Любая презентация
результатов работы – это продажа самих результатов и presale
одновременно.
- Совещания – любовь или нелюбовь к совещаниям во многом зависят от
корпоративного стиля ИТ-компании и компании-клиента, причем эти стили могут не
совпадать. Однако совещания – это то место, где принимаются судьбоносные для
проекта решения, и опытный эксперт должен уметь помочь своей компании
«выиграть их, играя по правилам».
- Мозговой штурм – достаточно модная форма работы, которая редко
используется правильно и оправдывает высокие ожидания. Организация мозгового
штурма при обсуждении технических решений вполне заслуживает отдельной статьи.
Если такая форма работы занимает большое место в практике организации, от
бизнес-аналитика требуется знание «правил игры» и определенные социальные
навыки: готовность «пожертвовать свою идею ради общего дела»; умение работать
в горизонтальной команде без жесткой субординации; умение корректно общаться с
коллегами в раскрепощенной обстановке.
- Переговоры – конечно, не следует доверять бизнес-аналитику вести
принципиальные переговоры самостоятельно. Не секрет, что компании-клиенты
часто предпочитают работать «напрямую» с аналитиками, потому что они легче
идут на компромисс и меньше внимания уделяют коммерческим аспектам. Все-таки
роль бизнес-аналитика в переговорах – скорее консультирование менеджера и
оценка возможных решений. Но умение формулировать позицию, аргументировано
защищать ее и находить компромиссные решения – всегда большой плюс.
- Работа с документами-источниками – этот вид работы условно отнесен к
«социальным навыкам», но такая форма получения информации встречается довольно
часто. Здесь важно уметь по документу или документам, иногда достаточно
разрозненным и противоречивым, понять технологический процесс и выявить в
описании нестыковки или неточности, требующие уточнения.
|