Letyshops

Бухгалтерия со знаком качества

Руководства по ведению учета

Руководства занимают второй уровень стандартов и расписывают весь процесс ведения бухгалтерского учета на предприятии. Их можно подразделить на две группы: документы, в которых отражают способы формирования информации об объектах учета (или руководства по бухгалтерскому учету и отчетности), и документы, в которых расписана организация функционирования финансовой службы предприятия (руководства по организации ведения бухучета).

Ведение учета. Руководства по бухгалтерскому учету и отчетности целесообразно разрабатывать по отдельным элементам учета и отчетности – активам, обязательствам, капиталу, доходам и расходам в разрезе объектов и процессов бухгалтерского учета.


Руководства имеют стандартную структуру и могут состоять из:

- общих положений;
- ссылок на нормативные акты;
- правил и условий признания объектов в учете;
- оценки объектов (первоначальная стоимость, изменение оценки и т.д.).

Текст руководств по бухучету обычно содержит проводки и примеры, иллюстрирующие бухгалтерские операции. В приложениях к руководствам можно еще больше конкретизировать методы учета. Допустим, в приложении к «Учету основных средств» раскрыть специфику учета:

- отдельных видов основных средств (например, «Учет зданий и сооружений», «Учет технологического оборудования» и т.д.);
- в отдельных операционных сегментах (например, «Учет основных средств филиалов, осуществляющих производственную деятельность», «Учет основных средств филиалов, осуществляющих снабженческо-заготовительную деятельность» и т.д.);
- по географическим сегментам (например, «Учет основных средств филиалов, расположенных в Дальневосточном регионе», «Учет основных средств филиалов, расположенных в Центральном регионе» и т.д.).

Отдельно следует утвердить «Руководство по бухгалтерской отчетности», установив в нем требования к составу и формам отчетности с указаниями по их заполнению.

К группе руководств, посвященных ведению бухучета, относится и учетная политика предприятия. Она является своего рода «мостиком» между бухгалтерским законодательством и внутренней нормативной базой предприятия.

В приказе об учетной политике отражают:

- выбор одного способа учета из нескольких, допускаемых законодательством;
- разработанные и обоснованные предприятием способы ведения бухгалтерского учета, которые отсутствует в нормативной базе;
- специфику формирования своих активов (основных средств, производственных запасов и т.п.);
- выбор определенного способа учета, если есть противоречия в нормативной базе.

Организация учета. Документы этой группы должны раскрывать:

- цели, задачи и функции бухгалтерской службы;
- организационную структуру бухгалтерии;
- порядок взаимодействия отдельных участков службы;
- порядок взаимодействия бухгалтерии с другими подразделениями компании;
- правила документирования хозяйственных операций;
- организацию документооборота, порядок хранения первичных документов и регистров бухгалтерского учета.

Примерами положений по организации учета могут быть «Положение о бухгалтерской службе организации», «Положение об организации первичного учета», «Положение о документообороте» и т.д. К этим документам в качестве приложений можно разработать классификаторы и справочники.

В классификаторах объекты учета можно сгруппировать и определить способы их кодирования для однозначной идентификации. Например, можно разработать классификаторы и справочники основных средств, нематериальных активов, мест возникновения затрат, элементов и статей затрат и т.д.

Рабочий план счетов, в котором следует определить и систематизировать перечень синтетических и аналитических счетов предприятия, также относится к классификаторам. К нему можно приложить корреспонденцию счетов с указанием содержания операций и первичных документов, на основании которых делают проводки.

К этой же группе относится график документооборота, устанавливающий порядок движения первичных документов организации (создание или получение от других предприятий, принятие учету, обработка, передача в архив).

Должностные инструкции

Документы третьего уровня – это инструкции, которые расписывают конкретные операции в учетной работе бухгалтерских служб и персонала. В отличие от документов второго уровня, они регламентируют работу конкретных исполнителей. Инструкции можно подразделить на:

- рабочие инструкции, содержащие пошаговый алгоритм действий для каждого исполнителя (например, «Инструкция по отражению в учете поступления и выбытия основных средств», «Инструкция по расчету амортизационных отчислений» и т.д.);
- должностные инструкции сотрудников бухгалтерской службы.

<<предыдущая [1][2][3][4] следующая>>
[вид для печати]

 

 

Реклама: