Использование мультимедийных обучающих программ для повышения квалификации персонала
Т. Самарина
компания SRC Consulting Group
Статья была опубликована в журнале «The Career Forum» 11 декабря 2004 года
Введение
С развитием новых информационных технологий расширяется спектр информационных ресурсов и услуг, создаются условия для формирования единого глобального информационного и образовательного пространства, а в связи с этим становится иной и система образования. Причем на сегодняшний день изменились, в первую очередь, требования к самому содержанию образования – оно не должно давать знания по принципу «все обо всем», а быть более специализированным, приложенным к задачам и условиям функционирования конкретной компании. К сожалению, получить такие знания при существующей в стране системе образования невозможно. Вузы ежегодно выпускают тысячи никому ненужных специалистов, при этом пройти обучение по востребованным рынком специальностям негде.
В связи с этим все большее число современных предпринимателей осознают, что в нынешней ситуации гораздо выгоднее учить сотрудников внутри компании, создавая собственные, внутрикорпоративные системы и стандарты обучения. Но как организовать процесс получения новых знаний таким образом, чтобы добиться максимального эффекта, минимизируя при этом расходы на обучение, да еще желательно без отрыва от производства?
К счастью, сама система организации обучения не стоит на месте: на повышающиеся требования к знаниям и навыкам она отвечает новыми образовательными технологиями. Обучение с использованием компьютерных технологий становится одним из стандартных компонентов учебного процесса. И особое место в нем занимают мультимедийные обучающие системы, которые на сегодняшний день являются одной из наиболее перспективных методик получения новых знаний и повышения квалификации персонала компании.
Особенности мультимедийных обучающих программ
Многочисленные исследования подтверждают положительные стороны системы обучения с использованием мультимедийных технологий – происходит значительная экономия времени, необходимого для изучения материала (в среднем она составляет 30%), а приобретенные знания сохраняются в памяти значительно дольше.
Кроме этого, существуют и другие позитивные факторы, которые говорят в пользу такого способа получения знаний:
• лучшее и более глубокое понимание изучаемого
материала;
• мотивация обучаемого на контакт с новой областью
знаний;
• уменьшение затрат на организацию обучения и повышение
квалификации (возможность многократного применения мультимедийной программы,
обучение без отрыва от производства);
• минимизация бизнес-рисков:
обучение проводится на ситуационных, приближенных к реальности примерах,
позволяя отработать полученные навыки до применения их на
практике;
• мультимедиа-программы легко адаптируются к конкретным
задачам и специфике деятельности компании.
Как правило, когда руководитель компании принимает решение о необходимости
организации обучения для своих сотрудников, перед ним стоят две основные задачи:
мотивировать персонал на обучение и проконтролировать сам процесс учебы и его
результаты. Мультимедиа-программы позволяют сотрудникам получать знания в новой,
необычной и поэтому увлекательной интерактивной форме и добиваться при этом
наилучших показателей.
Обучение проводится на ситуационных,
приближенных к реальности упражнениях, позволяя отработать полученные навыки до
применения их на практике. Это могут быть игровые видеосюжеты, активные игровые
модели и даже полноценные симуляторы реальных процессов, построенные на основе
комплексных математических моделей.Таким образом, теория и практика
case-обучения получает свое существенное развитие в интерактивных
упражнениях-сюжетах, которые имитируют реальные процессы и ситуации.
При работе с мультимедиа-тренингом человека захватывает сам процесс обучения: игровые соревновательные модели взаимодействия стимулируют показывать всё более высокие результаты. Обучаемые сами начинают стремиться к учебе, обсуждению результатов, способам прохождения и хитростям. При этом каждый этап тренинга завершается тестовым заданием, что позволяет руководителю проверить качество усвоения материала.
Благодаря мультимедиа-тренингам можно вести обучение без отрыва сотрудников от профессиональной деятельности, что гарантирует как высокий процент усвоения материала (в этих условиях обучаемый будет гораздо чаще стремиться приложить получаемые знания к контексту своей повседневной работы), так и снижение косвенных издержек за счёт неспособности сотрудников выполнять во время обучения свои прямые функции. С другой стороны, такое свойство компьютерного бизнес-образования, как возможность работы с мультимедиа-тренингами в удобное для себя время, позволяет учащемуся самостоятельно определять время, порядок и место обучения.
Помимо мультимедиа-тренингов существуют программы, которые строятся по принципу «живых семинаров» и позволяют получить большой объем знаний при помощи интерактивных технологий. В качестве примера можно привести новый проект, разработанный нашей компанией, – мультимедийную обучающую программу «Портфель Директора».
Кроме этого мультимедийные технологии позволяют использовать такой способ подачи информации, который рассчитан не только на зрительное, но и на слуховое восприятие учащегося.
Татьяна Самарина,
компания SRC Consulting Group