Letyshops

Бизнес-модель компании

Б. В. Дука
Исследовательско-консультационная фирма АЛЬТ , Санкт-Петербург

Конференция Исследовательско-консультационной фирмы "АЛЬТ" "Управление в России: менеджмент роста"
Санкт-Петербург, 29-30 ноября 2001 года

Понятие, основные компоненты

В своей работе мы, как правило, используем анализ типовых бизнес-моделей отрасли. Бизнес-модель описывает степень диверсификации и тип интеграции, систему управления и продукцию фирмы. Таким образом, она определяет структуру и методы ведения бизнеса.

Мы анализируем деятельность российских и иностранных конкурентов наших клиентов. Для каждой отрасли и страны существуют типичные бизнес-модели. Важно понять, какова логика использования данной модели бизнеса в данной отрасли. Это знания позволяют нам определить и рекомендовать предпочтительный вариант для конкретной компании.

Основные компоненты бизнес-модели

не интегрированная

вертикальная интеграция

горизонтальная интеграция

Несвязанная диверсификация

инжиниринг и производство

только инжиниринг

только производство

сетевая компания

Связанная диверсификация

Специализация

Впереди паровоза

Каждая компания имеет определенную степень диверсификации, тип интеграции и специализируется на определенном виде деятельности. Соответственно, в данной таблице можно насчитать 36 базовых бизнес-моделей. Однако на практике в каждой отрасли используются не более 3-5 из них.

Директор приборостроительного завода рассказывает: Один из наших акционеров американская компания, которая занимается литьем из пластмасс, пришла к нам на завод, чтобы организовать литьевое производство.

Стратегия этой фирмы привязка к заказчику. Например, Hewlett-Packard открывает филиал в Ирландии, и эта компания либо строит, либо покупает там же завод и производит для Hewlett-Packard литье.

Однако в России фирма оказалась впереди паровоза . Появилась в период приватизации и думала, что сейчас все к ней прибегут. А никто не пришел, потому что никто ничего не производил.

Компания предложила нам закрыть цех по переработке пластмассы и сдать его ей в аренду. Она поставит свое оборудование и начнет работать, а мы будем выступать в роли заказчиков. Но мы посчитали, что это экономически неэффективно: объем заказов невелик. Когда объем увеличится, фирма сможет понизить цену и предложенное решение станет рациональным .

Типовые бизнес-модели

Существует несколько типовых бизнес-моделей:

  • компании осуществляют полный цикл (или большую его часть) разработки и производства продукта;
  • занимаются преимущественно инжинирингом, а производство если и имеют, то только опытное. Изготовление всех деталей заказывают по субподряду (аутсорсинг);
  • инжинирингом практически не занимаются, а, располагая передовым оборудованием, оказывают услуги по производству изделий на основе чужого инжиниринга и, при необходимости, под чужой торговой маркой;
  • заказывают разработку продукта одной компании, производство второй, продажу третей, а ведение бухгалтерии четвертой (сеть).

Каждая из этих бизнес-моделей может иметь разные степени диверсификации, типы интеграции.

Все привык я делать сам

Развивать самостоятельно и производство, и инжиниринг. Подобным путем идет большинство российских компаний. Многие расходуют прибыль в соотношении: 50% на разработки и 50% на техническое перевооружение. Возникают сомнения: хватит ли этих пятидесяти процентов?

Соответственно, есть серьезная предпосылка для укрупнения российского бизнеса, в первую очередь за счет слияний, которые обеспечивают горизонтальную интеграцию и, в конечном итоге, дают повышение концентрации на отдельном продукте.

Наблюдается новая тенденция: российские компании входят в транснациональные корпорации. Таким образом они получают доступ не только к финансовым ресурсам, но и к знаниям о передовых технологиях, глобальном рынке.

Продолжение в выпусках: #175

 

 

Реклама: