Letyshops

Организационная структура компании в условиях роста

Березнев А.В
"Neidermans FK", Москва

Конференция Исследовательско-консультационной фирмы "АЛЬТ" "Управление в России: менеджмент роста"
Санкт-Петербург, 29-30 ноября 2001 года

Проблемы и опасности

Рост любой компании сопровождается стремительным увеличением производственных мощностей и количества персонала, расширением административных и производственных помещений. В результате появляются сложности с управлением.

Руководители в такой ситуации отвлекаются от стратегических задач, начинают думать о том, что болезненно и сиюминутно. Внимание уделяется внутренним заботам, и компания вяло реагирует на рыночные и ценовые изменения, действия конкурентов. Возникают серьезные проблемы, которые могут привести к исчезновению фирмы с рынка.

Основные симптомы этих проблем:

  • распоряжения руководства не доходят до исполнителей или доходят, но не выполняются;
  • теряются документы;
  • специалисты на одном направлении перегружены, хотя на другом простаивают;
  • руководителю непосредственно подчиняется более 5 специалистов или руководителей различных направлений;
  • нарушена внутрифирменная коммуникация (сотрудники одного подразделения не знают, чем занимается другое).

Последствия для предприятия:

  • руководство теряет контроль над компанией, так как сотрудники неоднозначно понимают процессы и оргструктуру;
  • невозможно выработать стратегию, так как руководитель завален текущими делами, не умеет или не желает делегировать полномочия;
  • возникают проблемы при расширении, увеличении оборотов, выходе на новые рынки;
  • увеличивается текучесть кадров;
  • становится трудно привлекать инвестиции (для инвесторов компания непрозрачна, а значит велики риски);
  • невозможно получить сертификат ISO 9000.

Изменить оргстурктуру

Это далеко не полный список опасностей, с которыми сталкиваются российские предприятия в условиях роста.

Если рынок не меняется, компания с такими проблемами в состоянии существовать достаточно долго и даже получать прибыль. Однако она утрачивает стратегическую инициативу и не может рассчитывать на дальнейшее развитие и стабильность.

Выход есть: изменение организационной структуры позволяет сократить издержки, повысить привлекательность фирмы в глазах высококвалифицированных специалистов и инвесторов, высвободить время руководителей для стратегического планирования.

В рамках реорганизации необходимо:

  • признать наличие признаков неэффективной структуры;
  • провести диагностику и выявить проблемы;
  • проанализировать существующие бизнес-процессы и смоделировать новые;
  • разработать и провести мероприятия по подготовке к реорганизации (обучение, установка технических средств, планирование изменений);
  • осуществить реорганизацию;
  • оценить результат.

Профессиональным консультантам все чаще приходится решать проблему, связанную с ростом компании. Она не так очевидна, как проблемы налогов, сбыта, инвестиций, и потому особенно опасна. Задача руководителей фирмы обнаружить ее, справиться с ней и не допустить ее нового появления.

 

 

Реклама: