Как влияет сертификация системы качества на стоимость компании
Т. Н. Скворцова
ООО БКГ менеджмент консалтинг , Москва
Конференция Исследовательско-консультационной фирмы "АЛЬТ" "Управление в России: менеджмент роста"
Санкт-Петербург, 29-30 ноября 2001 года
Кому нужна сертификация
Чтобы понять, как влияет сертификация системы качества на стоимость компании, необходимо исследовать практику внедрения международных стандартов качества серии ISO 9000 на российских предприятиях.
Интерес представляет оценка реально действующей системы качества, а не формально полученный, не подтвержденный работой сертификат.
Российские компании, которые придают значение стоимости и выстраивают систему менеджмента качества, можно разделить на две группы: с доминирующими внутренними и внешними стимулами.
К первой группе относятся предприятия, которые:
- стремятся повысить свою эффективность и сохранить заданный уровень качества продукции при минимизации затрат,
- являются лидерами и максимизируют качество продукции при заданном объеме расходов;
Фирмы, в которых доминируют внешние стимулы:
- стремятся привлечь иностранные или российские инвестиции;
- готовятся к частичной или полной продаже.
Выстраивание системы качества и последующее получение сертификата по стандартам серии ISO 9000 процесс длительный, трудоемкий и дорогостоящий. Тем не менее, все большее число российских компаний решаются пойти на это.
Как видно из приведенной классификации, решение принимается добровольно (с целью повысить эффективность деятельности) или принудительно (в ответ на требования рынка, партнеров, инвесторов или собственников). В любом случае фирма получает ряд существенных преимуществ, которые позитивно влияют на ее стоимость.
Для того чтобы определить, какие преимущества может дать сертификат, рассмотрим, что представляют собой международные стандарты серии ISO 9000, на соответствие которым проверяется система качества организации.
Стандарты серии ISO 9000
Стандарты серии ISO 9000 разработаны Международной организацией по стандартизации. В их основе обобщенный опыт предприятий лидеров в области управления качеством.
Основная цель создания стандартов разработать такие требования к подсистемам и компонентам деятельности организации, выполнение которых свидетельствовало бы о способности производить продукцию в точном соответствии с пожеланиями клиентов.
Стандарты серии ISO 9000 являются универсальными, общими для всех отраслей промышленности, секторов экономики и видов продукции. Они содержат ряд нормативов, которые должны быть реализованы в системе качества организации. Порядок и способ реализации не регламентируется.
Компания самостоятельно определяет и документально оформляет, каким образом требования стандарта применяются в ее деятельности. Система качества создается под конкретное предприятие, в соответствии с его целями и задачами, спецификой внешнего окружения и внутренними особенностями деятельности.
Очевидно, что систему качества одной компании невозможно напрямую скопировать в другой, слишком она индивидуальна и даже уникальна.
Система качества, разработанная в соответствии со стандартом серии ISO 9000, это управленческая подсистема, в основе которой лежит структурированный набор документов, регламентирующий основные аспекты деятельности организации.
Согласно требованиям стандарта, документация системы должна включать:
- политику и цели в области качества;
- руководство по качеству, содержащее описание области применения, документированных процедур и взаимодействия процессов системы;
- документы, необходимые для обеспечения эффективного планирования, осуществления процессов и управления ими (методологические и рабочие инструкции, регламенты, положения и пр.);
- записи по качеству (протоколы, отчеты, записи о несоответствиях), то есть документы, отражающие фактическое состояние системы качества.
Документация, соответствующая требованиям международного стандарта, должна полностью описывать деятельность компании, особенно те процессы, которые существенно влияют на качество производимой продукции.
Стандарты серии ISO 9000 позволяют получить целый ряд преимуществ: усовершенствовать систему управления, снизить издержки, уменьшить риски, увеличить объем продаж. Каждый из этих результатов позитивно влияет на стоимость фирмы.
(Вариант, при котором система качества становится лишь бюрократической надстройкой к деятельности организации и не приводит к позитивным изменениям, возможен и, к сожалению, нередко встречается на практике. Причины такого явления известны, но не являются темой данной статьи.)
Концепция стандартов серии ISO 9000 версии 2000 года основана на процессном подходе. Деятельность компании рассматривается как ряд взаимосвязанных процессов, с помощью которых фирма разрабатывает, внедряет систему управления качеством, улучшает ее результативность.
В соответствии с этим подходом каждый процесс должен иметь своего владельца ответственное лицо, которое проводит мониторинг, измерение, анализ эффективности и корректировку процесса. Периодическая деятельность по мониторингу и корректировке обеспечивает непрерывное совершенствование процессов деятельности компании.
Система менеджмента качества содержит и другие встроенные механизмы самосовершенствования (внутренний аудит, анализ со стороны руководства), которые обеспечивают ее непрерывное и своевременное изменение в ответ на изменения внешней и внутренней среды.
Продолжение в выпусках: #179