Дойти до точки... безубыточности
|
Анна Васина Исследовательско-консультационная фирма АЛЬТ http://www.altrc.ru, anna@altrc.ru |
Продолжение. |
Опубликовано в журнале «The Chief», N 2, 2002 г. |
Рычаги нам в руки | Гонки по вертикали | Здесь доложим, там подтянем |
Чем же отличаются предприятия с высоким и низким производственным рычагом? Для ответа на этот вопрос выйдем на автотрассу. Первое предприятие это гоночный Феррари . Буквально за несколько секунд машина уходит далеко вперед, давая своему пилоту реальный шанс завоевать победу. Однако такое ускорение серьезный риск для водителя, если на пути машины внезапно очутится бортик трибун. Второе предприятие это Запорожец . За те несколько секунд, в течение которых Феррари улетел далеко вперед, нашему тихоходу удалось едва сдвинуться со стартовой линии. Печально, что претендовать на первенство в таком соседстве не приходится. Но на каждую печаль найдется и радость: если перед Запорожцем внезапно также окажется трибуна болельщиков, пилот отделается максимум синяком. Таким образом, производственный рычаг это характеристика, с одной стороны, возможных темпов роста прибыли, а с другой рисков ее потери (само название рычаг напоминает, что это палка о двух концах). При одинаковом росте объемов продаж, предприятие с высоким рычагом (читаем с высокой долей постоянных затрат) будет наращивать прибыль более высокими темпами, чем предприятие с низким. Но при падении продаж первое будет терять прибыль быстрее. К какому же рычагу стремиться: высокому или низкому? Какой автомобиль предпочесть: Феррари или Запорожец ? Согласитесь, что выбор во многом зависит от того, что впереди: светлая дорога или злополучные бортики. Если вероятность натыкаться на них высока, стоит предпочесть Запорожец . В этом случае задачей будет сохранить жизнь пилота. Если же мы уверены, что удержимся на трассе, наш выбор Феррари , а задача максимально разогнаться и быстрее добраться до победы. Для предприятия светлая дорога или борт это рост или сокращение объемов продаж. При неблагоприятной рыночной обстановке, грозящей их снижением, более выгоден низкий производственный рычаг (то есть низкая доля постоянных затрат). При падении объемов продаж необходимо решать задачу минимизации потерь прибыли. Наоборот, при благоприятной рыночной конъюнктуре росте объемов реализации выгоднее высокий рычаг (читаем высокая доля постоянных, низкая доля переменных затрат). Производственный рычаг нашего подопытного предприятия (2600 1560)/(2600 2560 800)=4,3. Это значит, что на каждый 1% изменения выручки прибыль меняется на 4,3% (это в 4,3 раза больше!). Если в обозримом будущем предполагается рост продаж, ситуация завидная. Если же грядет их спад, стоит призадуматься и начать искать возможности по снижению рычага. |
<<предыдущая | [1][2][3] | следующая>> |
[вид для печати] | ||
© ИКФ "АЛЬТ" |