Не изменяйте финансовому анализу со статистическим
Анна Васина
Исследовательско-консультационная фирма АЛЬТ
Опубликовано в «The CHIEF» N 4, 2002 год
Как ваше здоровье?
Анализ финансового состояния обязательная составляющая финансового менеджмента любой компании (разумеется, той, которая планирует прожить долго). Задача такого анализа заключается в том, чтобы определить, каково наше состояние сегодня, какие параметры работы компании являются приемлемыми (чтобы сохранять их на сложившемся уровне), а какие являются неудовлетворительными и требуют оперативного вмешательства.
Иными словами, чтобы успешно двигаться дальше, компании необходимо знать, почему ее состояние ухудшилось (если, не дай Бог, такое случилось) и как исправить положение (задействование каких рычагов даст наибольший эффект).
В большинстве случаев финансовый анализ превращается в статистический и представляет собой расчет бесконечного числа показателей с умными, а иногда и устрашающими названиями (одни коэффициенты иммобилизации и трансформации чего стоят!). Разговоры о финансовом анализе сводятся, как правило, к нюансам расчетов того или иного коэффициента. Возможно, именно поэтому такой анализ представляется управленцам столь скучным.
Без понимания основных закономерностей в экономике предприятия бесконечный строй показателей превращается в ненужный хлам. И наоборот, четкое знание этих взаимосвязей позволяет проводить качественную диагностику компании и строить эффективное управление на основании минимума показателей.
Диагностика состояния предприятия похожа на проверку состояния человека. Согласитесь, гораздо важнее понимать, что может быть причиной температуры, чем обсуждать, по какой шкале ее измерять (можно по Цельсию, можно по Кельвину). Также важнее понимать, что последствия ушиба ноги о край стола (неудачно выходили со своего рабочего места) не являются глобальной проблемой организма и не требуют оперативного вмешательства, чем выбирать наиболее грамотное название из вариантов типа небольшая гематома , синяк или местное нарушение кармы .
Поговорим об основах экономического здоровья компании, причем с минимальным использованием каких-либо коэффициентов.
Все несчастные предприятия несчастливы одинаково
Немного перефразируя классика, можно сказать, что все финансовые неприятности предприятий одинаковы.
Вы можете обнаружить три основные проблемы в финансовом состоянии компании.
1. Дефицит денежных средств. Низкая платежеспособность. На практике это означает, что у компании может не хватить в ближайшее время или уже не хватает средств для того, чтобы своевременно расплачиваться по своим обязательствам. Иначе говоря, появляются финансовые дыры . О низкой платежеспособности свидетельствуют также сверхнормативные задолженности перед бюджетом, персоналом, кредиторами, угрожающий рост привлекаемых кредитов, возникающие как следствие затыкания этих дыр.
О возможных проблемах с погашением обязательств говорит снижение коэффициентов ликвидности.
2. Недостаточное удовлетворение интересов собственника. Эту проблему чаще всего называют низкой рентабельностью собственного капитала . На практике это означает, что собственник получает доходы, слишком малые по сравнению с его вложениями. Следствием такой ситуации может быть и недовольство менеджментом организации, и желание выйти из компании.
О снижающейся отдаче на вложенный в компанию капитал скажет снижение показателей рентабельности.
3. Снижение финансовой независимости или малая финансовая устойчивость. На практике это грозит возможными проблемами в погашении обязательств в будущем, другими словами зависимостью компании от кредиторов, потерей самостоятельности.
О растущей зависимости компании от кредиторов придется задуматься при снижении коэффициентов автономии (коэффициентов финансовой независимости).
Оставим штампы для конвертов
Распространенный штамп финансового анализа – поиск причин изменения показателя в его расчетной формуле. Самым многострадальным в этом плане является коэффициент общей ликвидности.
Суть это коэффициента – оценка потенциальной способности предприятия расплачиваться по текущим обязательствам за счет имеющихся оборотных активов. Величина же определяется как отношение оборотных активов к краткосрочным обязательствам (Итог раздела II Баланса/Итог раздела V Баланса).
Текущие обязательства компании – это то, что мы должны поставщикам за материалы (кредиторская задолженность), а также налоги и заработная плата, которую мы обязаны будем выплатить в установленный законом срок (налоги и зарплату мы платим не ежедневно, а в определенные сроки, поэтому возникают «временные» долги перед бюджетом и персоналом). Наконец, это полученные от покупателей авансы, привлеченные краткосрочные кредиты.
Оборотными активами являются: приобретенные сырье и материалы, находящаяся в процессе изготовления продукция (незавершенная продукция), хранящиеся на складе и ожидающие отгрузки готовые изделия, а также задолженность покупателей за продукцию отгруженную (дебиторская задолженность).
Коэффициент общей (текущей) ликвидности |
Оборотные активы (Итог раздела II Баланса) | Запасы материалов, незавершенное производство, готовая продукция на складе, задолженность покупателей, авансы поставщикам, денежные средства на расчетных счетах и в кассе | ||
= | ------------------- | = | ---------------------------------------------- | |
Краткосрочные обязательства (Итог раздела V Баланса) | Задолженность перед поставщиками, авансы покупателей, привлеченные краткосрочные кредиты, причитающиеся к уплате налоги и зарплата (текущие задолженности перед бюджетом и персоналом) |
Снижение коэффициента ликвидности наводит на мысль, что возможности предприятия по погашению обязательств начинают снижаться. Логично обеспокоиться этим вопросом, найти причины ухудшения ситуации и варианты ее исправления.
Минимальные знания дробей позволяют сказать: причина снижения коэффициента – опережающий рост знаменателя по сравнению с ростом числителя. Очень часто этим математическим ключом пытаются открыть экономический смысл, например: «Снижение показателя общей ликвидности вызвано слишком большой кредиторской задолженностью. Для повышения коэффициента общей ликвидности необходимо сокращать кредиторскую задолженность и наращивать величину оборотных активов».
Переведем этот вывод на управленческий язык. Получается, что для улучшения платежеспособности компании рекомендуется отказаться от авансов покупателей, платить кредиторам как можно скорее и даже стараться платить зарплату и налоги чаще, чем это требуется (все это относится к рекомендации сократить обязательства).
Совет наращивать оборотные активы означает закупать запасы на много лет вперед, затоваривать склад готовой продукции, позволять покупателям вообще не платить по счетам, стараться выплачивать как можно большие авансы поставщикам. Как вам такие рекомендации по улучшению состояния компании?