Эволюция е-рынков
Эрик Крелл
Электронная торговля развивается
Несмотря на лопнувший пузырь всяких структур типа .com ( доткомов ), глобальный экономический спад и недобрые ассоциации с именем Enron, размах онлайновых бирж business-to-business по-прежнему увеличивается. Обслуживая конкретные отрасли или конкретные функции (вроде валютных бирж), онлайновые рынки все так же устойчивы и имеют важные преимущества перед сделками в оффлайне: экономия для покупателей, лучший доступ к клиентам для поставщиков. И для всех сторон большая прозрачность цепочки снабжения.
В прошлом году объем продаж среди членов Всемирной ассоциации Интернет-торговли (Global Trading Web Association GWTA) крупнейшей независимой организации электронных рынков превысил 6 млрд. долларов. В 2000 году он составлял менее 500 млн. Такой колоссальный рост происходит на фоне выхода из игры десятков новоиспеченных доткомов , в том числе и открытых электронных рынков.
Сотни сетевых рынков возникли в 1999 году, когда обычные бизнесмены и венчурные предприниматели держали пари, что с помощью новых Интернет-технологий смогут упростить запутанные процессы поиска поставщиков, торгов, подготовки товарных спецификаций, выставления и оплаты счетов. Открытые биржи обычно взимали с участников сбор за сделку. Они извлекали дополнительные доходы из онлайновой рекламы, но этот ручеек иссяк для тех, кто не сумел привлечь достаточное число платежеспособных покупателей и продавцов.
После экономических передряг последних двух лет, многие крупные отраслевые рынки прошли через масштабные перемены. Эти независимые биржи хотели занять место в отраслевых цепочках снабжения и оказывать самые разные услуги, чуть ли не чудеса делать, говорит Боб Паркер (Bob Parker), вице-президент и научный сотрудник AMR из Бостона. Их щедро финансировали венчурные предприниматели. Теперь большинство вышли из игры или, как минимум, изменили модель .
Однако биржи, занявшие более консервативную линию, со специализацией на узких функциях, вроде торговли валютой, дали кривую постепенного, но непрерывного роста. Валютные рынки могут быть полезны, сводя продавцов и пользователей , говорит Нэнси Эткинсон (Nancy Atkinson), первый вице-президент по стратегии е-коммерции в Mellon Financial Corp. из Бостона.
Mellon уже встроила функции Интернета в свои продукты по валютной торговле и объединилась с двумя валютными торговыми площадками, Atriax и FXall, чтобы клиенты могли выбрать метод по вкусу. Эткинсон полагает, что в ближайшие месяцы валютные рынки ждет серьезная эволюция. В данный момент их заботят безопасность, эффективность и иные улучшения, которые повысят их ценность для компаний, торгующих в онлайне.
Вряд ли за последнюю пару лет проблемы доткомов серьезно отразились на рынках, говорит вице-президент Mellon Financial Corp. Фрэнк Кук (Frank Cook). Рынки пока на ранней стадии. Все на них смотрят, анализируют их развитие. Впрочем, судя по тому, что я вижу, интерес нашей клиентуры к валютным рынкам в последние годы, несомненно, растет .
Enron и прочие мифы рынка
На вопрос, не подорвет ли Enron доверие к другим е-рынкам типа business-to-business, Боб Паркер из AMR Research говорит так: Не будем выплескивать дорогого ребенка с водой мошенничества .
Представление, что крах Enron связан с его онлайновой биржей, один из многих предрассудков вокруг этих рынков. Паркер и Джозеф Брусиа (Joseph Brucia), вице-президент чикагской фирмы по системной интеграции и консалтингу Technology Solutions Co., развенчивают пять популярных мифов:
1. Enron доказала, что е-рынки не работают . Неверно, говорит Паркер. Система торгов, которую создала Enron, действительно была довольно сложна, отмечает он. Урок в том, что, в отличие от других рынков, Enron сама активно участвовала в торгах, а не просто их организовывала . Другие онлайновые биржи энергетиков, типа HoustonStreet или Altra Energy Technologies, проводят торги и обеспечивают другую функциональность е-коммерции, но не претендуют на заработки из-за лучшей продажной цены в каждой организованной сделке.
2. Е-рынки умерли . Ложь. Спросите Всемирную ассоциацию Интернет-торговли. Многие решили, что е-рынки умерли вместе с доткомами , говорит Брусиа. Нет, они живы. На деле же вопрос вот в чем: действительно ли это критический и решающий аргумент, который поможет отделу финансов или ИТ выбить нужные инвестиции? . Во многих случаях ответ положительный.
3. Их рентабельность ограничена . Неверно. Перейдя с бумажных процессов подачи и принятия заявок на аукционное ПО, компании добиваются отличной рентабельности, говорит Брусиа. Если до конкурентов доходит, что они вот-вот проиграют буквально из-за грошей, создается динамика, которой не было прежде . Кроме того, на е-рынках покупатель может уменьшить административные издержки и помочь поставщикам снизить уровень запасов, позволив им лучше видеть свои потребности в снабжении.
4. Они требуют огромных инвестиций . Очередное заблуждение, по мнению Брусиа. Большинство компаний могут выйти на е-рынок, затратив менее 1 млн. долларов. Exostar, е-рынок консорциума аэрокосмической и оборонной промышленности, сообщает, что его компании-члены окупают свои начальные инвестиции за счет экономии, сделав за год всего 20 покупок на бирже.
5. Групповая закупка сбивает цены поставщикам . Паркер отмечает, что это не совсем так. Подобных заявок не так много, как ожидали поначалу. Тут и антимонопольное законодательство действует, к тому же групповые закупки не всем удобны. Ведь не все же приобретают одинаковые канцелярские принадлежности. Как на это реагировать поставщикам?
Паркер считает, что групповые закупки преобладают в службах логистики, где конкуренты в отрасли могут, скажем, скинуться на контейнер. Он приводит такой пример: Я беру охлажденные продукты ограниченными партиями, контейнер никогда не заполняется, поэтому договариваюсь с конкурентом. Поставщик в этом случае тоже не возражает, ведь ему выгоднее отправить полный контейнер. А покупатели делят транспортные расходы и кое-что экономят .