Стратегическое планирование
Н. П. Николенко
вице-президент Промышленно-Страховой Компании, к.э.н., доцент
Доклад на конференции "Практические способы достижения целей бизнеса", 25 октября 2001 года
Генезис понятия
Стратегическое управление это такое управление организацией, которое:
- опирается на человеческий потенциал как основу организации;
- ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей;
- осуществляет своевременные изменения, которые соответствуют требованиям внешней среды и позволяют добиваться конкурентных преимуществ.
В целом стратегическое управление позволяет компании выживать в долгосрочной перспективе, достигая при этом своих целей.
(Игорь Ансофф Новые корпоративные стратегии , Артур Томпсон и А.Дж. Стрикленд Стратегический менеджмент , Питер Дойль Менеджмент: стратегия и тактика , Олег Виханский Стратегическое управление ).
Содержание и структура стратегии
Стратегическое управление можно рассматривать как динамический комплекс взаимосвязанных управленческих процессов, которые логически вытекают (следуют) один из другого.
1. Анализ среды. Включает подпроцессы:
- изучение макросреды;
- микросреды;
- внутренней среды.
2. Определение миссии и целей. Подпроцессы:
- определение миссии;
- определение стратегических целей;
- определение оперативных целей.
3. Выбор стратегии. Это сердцевина стратегического управления. Реализуя цели и задачи стратегии, менеджер задается вопросом: как достичь намеченных результатов? Если цели это результаты, то стратегия действия и средства по их достижению.
Как правило, стратегия формируется из двух частей:
Виды и составляющие
Стратегия определяет, что нужно сделать сегодня, чтобы выжить завтра.
Выработка стратегического видения и миссии, целей и стратегии основные задачи по выбору направления развития компании. Кроме того, намечаются шаги и действия, которые следует предпринять для достижения результатов.
Стратегические планы дают простор для творчества и инициативы. Шаблонов не существует.
Виды стратегий:
- стратегии роста;
- диверсифицированные;
- моностратегии;
- мультиатрибутивные.
Примерная схема составляющих стратегии компании:
Стратегия компании может включать и другие компоненты.
Продолжение в выпусках: #175