Letyshops

Стратегическое планирование

Н. П. Николенко
вице-президент Промышленно-Страховой Компании, к.э.н., доцент

Доклад на конференции "Практические способы достижения целей бизнеса", 25 октября 2001 года

Генезис понятия

Стратегическое управление это такое управление организацией, которое:

  • опирается на человеческий потенциал как основу организации;
  • ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей;
  • осуществляет своевременные изменения, которые соответствуют требованиям внешней среды и позволяют добиваться конкурентных преимуществ.

В целом стратегическое управление позволяет компании выживать в долгосрочной перспективе, достигая при этом своих целей.

(Игорь Ансофф Новые корпоративные стратегии , Артур Томпсон и А.Дж. Стрикленд Стратегический менеджмент , Питер Дойль Менеджмент: стратегия и тактика , Олег Виханский Стратегическое управление ).

Содержание и структура стратегии

Стратегическое управление можно рассматривать как динамический комплекс взаимосвязанных управленческих процессов, которые логически вытекают (следуют) один из другого.

1. Анализ среды. Включает подпроцессы:

  • изучение макросреды;
  • микросреды;
  • внутренней среды.

2. Определение миссии и целей. Подпроцессы:

  • определение миссии;
  • определение стратегических целей;
  • определение оперативных целей.

3. Выбор стратегии. Это сердцевина стратегического управления. Реализуя цели и задачи стратегии, менеджер задается вопросом: как достичь намеченных результатов? Если цели это результаты, то стратегия действия и средства по их достижению.

Как правило, стратегия формируется из двух частей:

Виды и составляющие

Стратегия определяет, что нужно сделать сегодня, чтобы выжить завтра.

Выработка стратегического видения и миссии, целей и стратегии основные задачи по выбору направления развития компании. Кроме того, намечаются шаги и действия, которые следует предпринять для достижения результатов.

Стратегические планы дают простор для творчества и инициативы. Шаблонов не существует.

Виды стратегий:

  • стратегии роста;
  • диверсифицированные;
  • моностратегии;
  • мультиатрибутивные.

Примерная схема составляющих стратегии компании:

strat2.gif (10574 bytes)

Стратегия компании может включать и другие компоненты.

Продолжение в выпусках: #175

 

 

Реклама: