Независимость и пользователи финансовой отчетности закрытых компаний
Николас Мастраккио мл.
Два стандарта для двух типов среды
Дискуссии о независимости аудиторов ограничиваются, как правило, крупными акционерными обществами. Новые правила независимости для регистрантов Комиссии по ценным бумагам и биржам США (SEC) защищают интересы пользователей финансовой отчетности акционерных компаний. Есть, однако, некоторая обеспокоенность, что правила, созданные для компаний, акции которых обращаются на рынках, перетекут вниз, на уровень небольших фирм, где окажутся неуклюжими и неуместными.
Опрос малых кредитных учреждений, (а в первую очередь именно они пользуются проверенной аудиторами финансовой отчетностью компаний закрытого типа), показал, какие отношения, по их мнению, угрожают независимости, а какие могли бы сделать финансовую отчетность еще лучше. Итоги опроса лишний раз демонстрируют, что стандарты независимости для компаний закрытого типа следует принимать отдельно от стандартов для акционерных обществ.
Вот уже несколько лет в бухгалтерских кругах бушуют споры о независимости. В их центре почти исключительно регистранты SEC и их аудиторы. Вопросы независимости, стоящие перед закрытыми компаниями и их аудиторами, мало кому интересны, и по мере принятия правил для открытых обществ кое-кого тревожит возможность, что эти правила будут спущены вниз, для малых компаний, без изменений.
Постановка проблемы
В ноябре 1999 года Earnscliffe Research and Communications информировала Совет по стандартам независимости о том, что, по общему мнению, «со временем возможно некоторое падение качества финансовой отчетности в финансовом и коммерческом секторе, но оно будет не более заметным, чем в обществе в целом». Также сообщалось, что, хотя в настоящее время аудиторы руководствуются строгими стандартами независимости, причин для беспокойства все больше.
В докладе названы следующие проблемные участки в смысле аудиторской независимости:
- диапазон услуг, оказываемых фирмами дипломированных бухгалтеров;
- аудит, как наиболее убыточный вид деятельности;
- корпоративная культура, при которой аудитор, выполняющий менее прибыльную работу, стоит ниже консультанта.
Earnscliffe выяснила, что, по мнению аудиторов, услуги консалтинга не обязательно угрожают их независимости, в то время как контролирующие органы видят в этом проблему, требующую безотлагательных и масштабных действий. Эти самые органы предсказали (и довольно точно, как показало время), что масштабная и длительная корректировка рынка может вызвать сильную негативную реакцию среди разочарованных инвесторов.
Выводы доклада основаны на беседах с официальными представителями регистрантов SEC, аналитиками по инвестиционным вопросам и партнерами аудиторских фирм. О компаниях закрытого типа и их аудиторах не сказано ничего.
Новые правила SEC о независимости
Недавно SEC, впервые с 1983 года, внесла поправки в правила независимости аудитора. В преамбуле к окончательному тексту говорится:
Серьезные перемены в структуре крупнейших фирм преображают бухгалтерскую отрасль. Бухгалтерские фирмы сплетаются во все более сложную сеть деловых и финансовых отношений с клиентами аудита. Природа неаудиторских услуг, которые оказывают бухгалтерские фирмы клиентам аудита, изменилась, а доходы от них резко выросли. Кроме того, гораздо мобильнее стали кадры, выросло число семей в которых карьерой занимаются оба супруга .
Новые правила называют девять сфер неаудиторских услуг, способных повредить независимости. Не все они новы, большинство были в предыдущих, а некоторые и в теперешних правилах AICPA. Запрещаются услуги оценки, если их итоги могут существенно влиять на финансовую отчетность. Запрещены услуги по ведению учета, а также исполнение обязанностей руководителя или найм финансового руководителя.
Аудитор не имеет права быть основателем или гарантом фирмы, инсталлировать информационную систему, которая выдает финансовую информацию. Поручать функцию внутреннего аудита внешнему аудитору запрещено, если компания имеет активов больше чем на 200 долларов. SEC также требует раскрывать совокупные суммы оплаты за аудит, разработку и внедрение финансовых информационных систем и за остальные услуги.
Председатель SEC Артур Левитт (Arthur Levitt) указывал, что правила SEC касаются только открытых акционерных компаний и не имеют прямого отношения к местным фирмам и их клиентам. Тем не менее, возражали ему, надзорные органы штатов последуют примеру SEC, рассудив, что если что-то хорошо для крупных фирм, значит, хорошо для всех. Таким образом правила перетекут на уровень малых фирм и их клиентов.
Программу Partnering for CPA Practice, как сейчас называется в AICPA отдел практики частных компаний, представлял на слушаниях SEC председатель исполнительного комитета отдела Харольд Монк младший (Harold L Monk, Jr.). Он сообщил, что малые фирмы весьма обеспокоены вводом ограничений на неаудиторские услуги для клиентов аудита.
Монк был уверен, что, несмотря на обещание Левитта, правила дойдут и до малых фирм: Мы ожидаем, что ваше правило станет нашим . Член Комиссии SEC Хант (Hunt) отреагировал так: Лично меня беспокоят нежелательные глобальные последствия этого правила, в том числе и для остальных учредителей стандартов, бухгалтерских управлений штатов, контролеров банковского бухучета и прочих .
На одном из открытых заседаний SEC вопрос о вероятности эффекта перетекания был задан Бухгалтерскому управлению штата Нью-Йорк. Исполнительный секретарь управления Дэн Дастин (Dan Dustin) сказал, что отличия в правилах независимости пока существуют, например, в отношении услуг ведения учета. Эффекта перетекания он не предвидел.
В итоговом варианте правил SEC указывает:
Окончательный текст правил имеет силу для открытых акционерных обществ и иных лиц, которые зарегистрированы в Комиссии либо обязаны подавать в Комиссию финансовую отчетность после аудиторской проверки. Правило не касается аудита финансовой отчетности, которую нам не представляют Поэтому мы полагаем, что влияние на бухгалтерские фирмы, которые оказывают аудиторские и неаудиторские услуги в первую очередь клиентам аудита закрытого типа, не зарегистрированным в SEC, может быть только случайным .
После краха Enron некоторые заявляют, что SEC слишком поддается давлению крупных бухгалтерских фирм и их союзников и что правила по консалтингу следует ужесточить.
Продолжение в выпусках: #194