Letyshops

Развитие предприятия

Гончарук В.А
Продолжение.
Мотивация и поведение / Составляющие стремления к работе | Личные качества и система ценностей сотрудника / Материальное стимулирование | Отношение руководителя к персоналу | Содержание работы

Что значит мотивация для дела, хорошо видно из следующего примера: во время катастрофы «Аполлона-13» (американской космической экспедиции) расчет орбиты аварийного корабля был выполнен за два дня против обычных трех месяцев, необходимых в нормальных условиях. Главную роль сыграла в этом сверхвысокая мотивация всех сотрудников центра управления полетом. Можно предположить, что производительность коммерческой фирмы также возрастет на порядок, если на ней удастся достичь близкого уровня мотивации. (Конечно, утопия, но заманчиво.)

В мировой теории известно множество моделей мотивации, из которых здесь можно выделить ряд наиболее распространенных:

  • По Адаму Смиту (проводившему исследования в начале века на английских предприятиях): человек всегда будет стремиться улучшить свое экономическое положение.
  • По Лоуренсу и Лоршу: люди стремятся репродуцировать то поведение, которое уже приводило к ожидаемому результату. (Эта модель коррелирует со сценарной теорией Берна.);
  • По Маслоу: человек стремится удовлетворять потребности в строгой иерархической последовательности – физиологические → безопасности и защищенности → социальные → уважения → самовыражения;
  • По МакКеланду: потребности имеют три основных составляющих, а именно власть, успех и причастность;
  • По Вруму: мотивация складывается из ожиданий результата, вознаграждения, ценности последнего;
  • «Теория справедливости»: она говорит о соотнесении человеком полученного вознаграждения с затраченными усилиями и вознаграждением работника, выполняющего аналогичные функции.

(Обзор составлен по работам: М.Мескон, М.Альберт, Ф.Хедоури «Основы менеджмента», Москва, «Дело», 1997 г.; Э. Берн «Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы», Москва, «Прогресс», 1988 г.)

Любая модель (кроме устаревшей смитовской) оперирует субъективными факторами – ожидания, удовлетворения потребностей и т. д., – не поддающимися прямому воздействию. В сущности, речь идет скорее о философии бизнеса, нежели о конкретных решениях. Мы попробуем рассмотреть вопрос в другом ракурсе, перечислив изменяемые составляющие мотивации в порядке убывания их значимости.

(Список составлен на основе опыта автора в консультировании более 20 разнонаправленных коммерческих предприятий, а также данных исследования О. Дудченко, А. Мытиль «Мотивация менеджеров туристической отрасли».)

[1][2][3][4] следующая>>
[вид для печати]
© Гончарук В. А.

 

 

Реклама: