Letyshops

Самые дорогие брачные контракты

Владимир Гендлин
Журнал «Секрет фирмы». В продаже с 20 марта
По-прежнему «в моде» | Брачные игры | Брак по расчету | Расчеты браков | Брак в расчетах | Счастья в семейной жизни

Причин неудач может быть множество: переоценка компании или выгод от ее поглощения, разница корпоративных культур, неспособность выработать общее видение, медленная интеграция, разногласия по поводу распределения доходов, несовместимость лидеров, слишком высокая цена поглощения.

Консультанты Accenture, работая со своими клиентами в сделках по слияниям и поглощениям, используют методику acquisition engine (инструмент для быстрого и успешного завершения процесса слияния и дальнейшей интеграции). Среди множества технических деталей можно выделить три принципиально важных момента:

  • С первого дня объявления о слиянии необходимо поддерживать высочайший уровень обслуживания клиентов. Главным активом каждой компании часто является клиентская база, и потеря клиентов может существенно увеличить затраты на слияние.
  • Перед объединением нужно определить его технологические аспекты. У руководства обычно есть выбор: приспособить одну компанию под технологию и процессы другой; создать гибрид из двух систем; совершенно новую платформу для объединенной компании. Принимая решение, приходится брать в расчет все уровни: от компьютеров до стандартов качества и инфраструктуры.
  • Важно соблюдать баланс скорости слияния с его стоимостью. Скорость интеграционного процесса критически важна для успеха слияния, но она напрямую зависит от технологической сложности процесса: чем более трудоемки технические аспекты слияния, тем больше нужно времени, чтобы продемонстрировать преимущества объединения клиентам, сотрудникам и акционерам.

Возможно, соблюдение этих правил поможет избежать ситуации, которую обрисовал топ-менеджер одной международной компании: Все находились в радостном предвкушении от мысли о предстоящем слиянии, но потом месяцами бились, пытаясь понять, что же мы будем делать вместе .

America Online Time Warner

В январе 2000 года интернет-провайдер America Online и медиаимперия Time Warner объявили о слиянии. Рекордная сделка стоимостью 111 млрд. долларов была оформлена через год. Совокупный годовой оборот конгломерата AOL Time Warner составил 36 млрд. долларов, капитализация превысила 200 млрд. долларов.

Объединились такие брэнды, как CNN, ICQ, Netscape, Warner Brothers, Cartoon Network, журналы People и Time. К 2002 году слияние не принесло ожидаемых дивидендов: стоимость акций медиахолдинга упала почти на 40%. 14-процентное снижение поступлений от рекламы вылилось в четвертом квартале 2001 года в 1,82 млрд. долларов убытков.

Из-за кризиса на рекламном рынке было принято решение прекратить выпуск трех журналов, входящих в корпорацию Time. Тем не менее, потенциал роста AOL Time Warner оценивается как один из самых высоких в медиабизнесе.

Daimler-Benz Chrysler Corporation

7 мая 1998 года было объявлено о подготовке к слиянию германского автоконцерна Daimler-Benz AG и Chrysler Corporation. Сумма сделки составила 36 млрд. долларов. В результате обмена акций компаний на акции нового альянса акционерам Daimler-Benz досталось 57% DaimlerChrysler. Слияние усилило позиции обоих партнеров на европейском и североамериканском автомобильных рынках.

Объединение дилерских сетей принесло больше выгод немцам: Daimler-Benz давно стремился в Штаты, где покупатели не имеют привязанности к национальным товарам. По объему продаж DaimlerChrysler уступает лишь General Motors, Ford, Toyota и Volkswagen. Кроме того, новый гигант стал мировым лидером на рынке внедорожников.

Уже в следующем году чистая прибыль объединенного концерна выросла на 19% и достигла 5,8 млрд. долларов. Но в 2000 году этот показатель упал до 2,3 млрд. долларов, а еще годом позже компания DaimlerChrysler понесла убытки в 580 млн. долларов. Кроме того, ее акции за два года упали на 60%. Американский сегмент конгломерата так и не удалось вывести на самоокупаемость.

TotalFina Elf Aquitaine

8 февраля 2000 года Еврокомиссия дала согласие на слияние двух крупных французских нефтяных концернов: TotalFina и Elf Aquitaine. Стоимость сделки составила 54 млрд. долларов (каждые 19 акций TotalFina были обменены на 13 акций Elf), а объединенная TotalFinaElf S. A. стала четвертой по величине в мире в данном секторе экономики.

По итогам 2000 года новый концерн получил прибыль в размере 7 млрд. долларов, что в 2,3 раза превысило показатели TotalFina за 1999 год. Снижение мировых цен на нефть привело к сокращению прибыли компании в четвертом квартале 2001 года на 34% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, однако в целом динамика развития TotalFinaElf является положительной.

Unilever Bestfoods

6 июня 2000 года англо-голландский концерн Unilever объявил о приобретении американского конкурента Bestfoods, известного майонезом Hellmann's и супами Knorr. Сумма сделки составила 24,3 млрд. долларов. Так появился крупнейший в мире производитель фасованных пищевых продуктов.

В начале 2001 года компания Unilever выплачивала кредиты, взятые на покупку Bestfoods, поэтому в первом квартале чистая прибыль сократилась на 61% по сравнению с аналогичным периодом 2000 года и едва превысила 200 млн. долларов. Затем ситуация выправилась, и по итогам второго полугодия рост прибыли составил 54%.

Поглощение позволило Unilever экономить до 750 млн. в год. В апреле 2001 года руководство Unilever заявило о намерении уволить 8 тыс. сотрудников и закрыть 30 заводов в Европе и США. В ближайшие пять лет штат компании сократится на 25 тыс. человек, а количество заводов на 100. Группа намерена продать часть филиалов и оставить за собой лишь самые успешные брэнды.

Сделка между Unilever и Bestfoods стала катализатором слияний в пищевой отрасли. Вскоре Nestle приобрела Ralston Purina, Philip Morris Nabisco, Danone United Biscuits и McKesson Water.

Hewlett-Packard Compaq

3 сентября 2001 года компания Hewlett-Packard сообщила о приобретении фирмы Compaq Computer путем обмена акций собственной дополнительной эмиссии на сумму 23,8 млрд. долларов. Теперь исход сделки зависит от результатов собраний акционеров обеих компаний, которые пройдут 19 и 20 марта.

Если это крупнейшее в секторе информационных технологий слияние состоится, объединенная компания станет вторым после IBM производителем компьютерного оборудования, а годовой объем ее продаж составит 87,4 млрд. долларов. На ее долю придется более 40% европейского рынка серверов.


logoRED.gif (1138 bytes) Секрет фирмы деловой журнал для российских менеджеров о том, как эффективнее и с наименьшими потерями управлять компанией, ситуацией, конкурентами, рынком и бизнесом. Выходит раз в месяц и распространяется бесплатно, вместе с еженедельником Коммерсантъ ДЕНЬГИ .
<<предыдущая [1][2][3][4][5][6]
[вид для печати]
© ИД "Коммерсантъ"

 

 

Реклама: