Letyshops

Главные задачи для менеджеров компаний

Александр Дынин, Юрий Кацман

Журнал «Секрет фирмы». В продаже с 20 марта.

Общие приоритеты

Прибыль вот, кажется, то единственное, что должно волновать владельцев предприятий, а значит и их управляющих. Однако прибыль это следствие. Следствие верной стратегии и тактики, грамотной работы профессиональной команды, умелого управления финансами и т. д. Поэтому прибыль как таковая менеджеров не волнует. А волнует то, что на прибыль влияет.

Сейчас приоритет номер один для руководителей рост доли компании на рынке (см. рис. 1). Это неудивительно: захват все большего объема рынка всегда был и будет одной из самых важных задач развития бизнеса. Тем более сейчас, когда рынок растет (на растущем рынке увеличивать долю проще).

Илкки Салонен, председатель правления Международного московского банка: С недавних пор мы стали больше внимания уделять банковскому ритейлу. А в ритейле доля рынка, которую занимает банк, принципиальная важная вещь .

С приоритетностью задачи увеличения рыночной доли компании согласен и Игорь Симонов, генеральный директор ООО Ксерокс СНГ , хотя и трактует ее по-своему: Главным приоритетом для меня является то, что по-английски называется profitable revenue growth. Перевести это можно так: рост оборота, сопровождающийся опережающим ростом прибыли. То есть если оборот вырос на 20%, прибыль должна вырасти как минимум на 30%. При этом, поскольку сегодня мы работаем на растущем рынке, рост оборота должен превышать рост рынка .

Неудивительно, что по сравнению с 1999 годом приоритеты руководителей заметно изменились. Тогда, сразу после кризиса, им было не до роста лишь бы сохранить бизнес. Илкки Салонен: Три года назад мы боролись с последствиями августовского кризиса. И тогда задачей номер один для нашего банка была в основном рекапитализация .

Вот почему три года назад руководителей более всего волновало, например, обеспечение управляемости компаний за счет создания сплоченной менеджерской команды. Сейчас, судя по всему, формирование команд в целом завершено (соответствующая задача по важности заняла лишь 5-е место). В то же время ощущается дефицит квалифицированных специалистов среднего и низшего звена, привлечение и удержание которых вторая по важности задача менеджеров.

По сравнению с периодом трехлетней давности меньше стали волновать менеджеров проблемы контроля над издержками и снижения затрат. Сразу после кризиса, в условиях быстрого падения рубля и возникновения резких ценовых диспропорций во всех секторах рынка, эта проблема действительно была весьма актуальной.

Сегодня уже не так. Зато повысился приоритет такой задачи, как повышение качества обслуживания клиентов, что тоже вполне естественно: с одной стороны, бороться за качество вынуждает обостряющаяся конкуренция; с другой, качественное обслуживание один из инструментов того самого увеличения доли рынка, о котором так мечтают наши менеджеры.

Задачи внедрения информационных технологий, развития корпоративной культуры и эффективной системы обмена информацией внутри компании, напротив, не стоят в списке безусловных приоритетов российских руководителей. В отличие от западных стран, в России к этим проблемам по-прежнему относятся как к какой-то экзотике.

Еще меньше менеджеры сегодня интересуются привлечением долгосрочных стратегических инвестиций, что свидетельствует о следующем: российские руководители в массе своей еще не готовы делиться контролем над предприятиями со сторонними инвесторами, поэтому в своем развитии ориентируются в основном на внутренние источники инвестиций.

Частные приоритеты

В то же время в ряде отраслей, особенно в тех, где налицо стремительное старение основных фондов, доставшихся предприятиям еще в советские времена, задача привлечения стратегических инвестиций, напротив, весьма и весьма актуальна. Характерные примеры строительство и электроэнергетика.

Необходимость привлекать внешние инвестиции в эти отрасли, помимо стремительного старения основных фондов, обусловлена высокой стоимостью этих фондов, значительными затратами на капитальное строительство, длительным сроком окупаемости вложений и нехваткой у компаний собственных инвестиционных ресурсов.

Иными словами, для предприятий этих отраслей привлечение внешних инвестиций является важнейшим условием нормального ведения бизнеса. Для электроэнергетики это тем более актуально в связи с предстоящей реформой. Что касается строительных фирм, то не исключено, что крупнейшие из них вскоре начнут размещать ценные бумаги на рынке корпоративных облигаций.

Для предприятий топливного комплекса, химической промышленности и черной металлургии главные задачи контроль над издержками и сокращение затрат. Прежде всего это связано с тем, что у предприятий нет возможности увеличивать как цены на продукцию, так и из-за ограниченной емкости рынков сбыта объем ее выпуска (и за счет этого сокращать издержки).

Низкая платежеспособность местных потребителей, высокий уровень регулирования внутреннего рынка со стороны государства и ограниченность международных рынков сбыта вынуждают компании этих отраслей постоянно уменьшать издержки.

У торговли и транспорта другая важнейшая проблема кадры. Характерно, что отрасли, для которых самой важной задачей является поиск и удержание квалифицированных специалистов, тесно связаны друг с другом. Именно в них пренебрежение квалифицированными кадрами приводит к повышению издержек и снижает норму прибыли. Тем более сейчас, когда предприятия этих отраслей быстро развиваются, но при этом в большой степени зависят от рыночной конъюнктуры.

Вторая по приоритетности задача для всех руководителей повышение качества обслуживания клиентов стоит на первом месте у менеджеров компаний, занятых в сферах гостиничного хозяйства, телекоммуникаций и финансовых услуг. Это закономерно: ориентация на массового клиента, резкое обострение конкуренции, прямая зависимость финансовой эффективности работающих в этих отраслях компаний от степени удовлетворенности клиента полученными услугами и эффективности PR-политики главные причины пристального внимания к проблеме повышения качества обслуживания.

Увеличение доли компании на рынке сочли наиболее приоритетной задачей предприятия сразу шести отраслей: сельского хозяйства, машиностроения, легкой, пищевой, лесной и деревообрабатывающей промышленности, а также сферы профессиональных услуг.

Несмотря на значительные различия в производственной деятельности предприятий, занятых в этих отраслях, совпадение приоритетов их руководителей обусловлено схожестью проблем и условий, в которых развиваются указанные отрасли, а именно: острой конкуренцией между отечественными производителями; расширением числа потребителей за счет высвобождения доли рынка после ухода иностранных конкурентов; сложностью получения финансирования путем выпуска облигаций и привлечения кредитов из-за недостаточного масштаба бизнеса и отсутствия кредитной истории; наличием потенциала для быстрого роста объема производимой продукции; стремлением реализовать эффект экономии на масштабе при производстве и реализации продукции.

Как следствие, весьма интенсивно идет процесс объединения предприятий этих отраслей в крупные холдинги, что позволяет снизить издержки, расширить ассортимент товаров и услуг, а также привлечь дополнительное финансирование. Такие холдинги уже успешно функционируют в лесной, кондитерской, легкой промышленности, в сфере профессиональных услуг.

Стремление компаний к интенсивному развитию и увеличению рыночной доли также обусловлено необходимостью реинвестировать выручку, которая является сегодня основным источником инвестиционных средств в этих отраслях. Так что в ближайшее время следует ждать резкого обострения конкуренции между предприятиями этих отраслей не только в России, но и на территории бывшего СССР (особенно на Украине и в Белоруссии).

Чужие приоритеты

И напоследок еще об одном важном различии в приоритетах менеджеров российских и иностранных компаний. Если большинство руководителей российских предприятий, как уже было сказано, ориентированы на долю рынка, то топ-менеджеры работающих в России иностранных предприятий на клиентов (см. рис. 2).

prioritet2.gif (21401 bytes)

Бесспорно, задачи увеличения рыночной доли компании и повышения качества обслуживания клиентов тесно связаны между собой. Однако ответы топ-менеджеров российских и западных предприятий показывают, что у них разная философия. У иностранной компании именно клиент всегда находится в центре любой бизнес-стратегии. Что же касается российских организаций, такой подход пока характерен далеко не для всех.

Менеджеры иностранных фирм, работающих в России, думают и действуют в контексте глобальных стратегий международных компаний. Российские менеджеры в силу размеров бизнеса думают и действуют исходя из локальных задач. И это решающим образом влияет на различия в приоритетах менеджеров.


logoRED.gif (1138 bytes) "Секрет фирмы" деловой журнал для российских менеджеров, посвященный тому, как эффективнее и с наименьшими потерями управлять компанией, ситуацией, конкурентами, рынком и бизнесом. Выходит раз в месяц и распространяется бесплатно вместе с еженедельником Коммерсантъ ДЕНЬГИ .

 

 

Реклама: