Анализ качества различных подходов к аудиторской проверке
|
Василий Веников |
Продолжение. |
Проверки при слияниях и поглощениях | Управлять надо качественно | С поправкой на российские реалии |
Исходя из описанных выше проблем и недостатков, представляется интересным посмотреть на них с учетом вероятной трансформации требований Банка России в свете рекомендаций Базельского комитета по банковскому надзору. Об этом упоминал Президент России Владимир Путин в своем обращении к Парламенту РФ 18 апреля 2002 года («… сделать упор на банковский надзор, цель – сделать банки прозрачными…»). Следовательно, целесообразно рассмотреть эти принципы и постараться оценить, насколько российские банки следуют им при создании Службы внутреннего контроля. Следует отметить, что рекомендации Базельского комитета по банковскому надзору приняты в сентябре 1998 года, однако до сведения кредитных организаций указанный документ был доведен только в июле 2001 года (телеграмма ЦБ РФ № 87-Т), и то только как неофициальный перевод. Начнем с определения системы внутреннего контроля и его целей. В рассматриваемом документе указано, что «эффективная система внутреннего контроля призвана обеспечивать реализацию целей и задач банковских учреждений, с тем чтобы банки могли достигать долгосрочных целей в области рентабельности и поддерживать надежную систему финансовой и управленческой отчетности. Помимо этого подобная система будет способствовать соблюдению законов и регулятивных норм, а также политики банка в разных областях деятельности, в принятии планов, внутренних правил и процедур и снижать риск непредвиденных убытков или подрыва репутации банка. В разделе «Основополагающие цели и роль внутреннего контроля» последний описан как «процесс, осуществляемый Советом директоров, менеджментом и сотрудниками все уровней... Внутренний контроль преследует три основные цели. При этом «производственно-финансовые цели внутреннего контроля касаются того, насколько эффективно и продуктивно банк управляет своими активами и другими ресурсами и какова вероятность убытков. Процесс внутреннего контроля направлен на то, чтобы сотрудники организации стремились к эффективному и честному достижению целей, избегая непродуманных чрезмерных расходов или не ставя другие интересы (например, интересы сотрудника, партнера или клиента) выше интересов банка». Таким образом, в Базельских рекомендациях цели системы внутреннего контроля определены достаточно четко и позволяют сделать вывод: она создается в интересах высшего руководства коммерческого банка для эффективной реализации функции управления. В качестве основной цели создания системы внутреннего контроля, исходя из указанных рекомендаций, может быть сформулирована следующая: высокое качество реализации функции управления в существующей системе управления кредитной организацией. |
<<предыдущая | [1][2][3] | следующая>> |
[вид для печати] | ||
© Василий Веников |